Мануэль де Фалья
Детство и первые музыкальные впечатления
В детстве Мануэль де Фалья настолько впечатлился одним произведением Гайдна, что решил связать свою жизнь с музыкой. Послушаем эту композицию и узнаем о юных годах музыканта.
Давайте поговорим о детстве и юношеских годах композитора.
👤 Мануэль де Фалья родился в 1876 году в городе Кадис на самом юге Испании, у побережья. Испания неоднородна, и внутри самой страны есть разные области с различной историей, диалектами и особенностями менталитета. Фалья вырос в Андалусии, которая, как и весь юг Испании, долгое время находилась под арабскими завоеваниями — там множество мавританской архитектуры, церквей, которые были переделаны из мечетей.
🛳 Конечно, к концу 19 века в Кадис арабов не осталось, и это была обычная провинция — портовый город с достаточно спокойной и свободной жизнью. Не сказать, что Кадис как город был слишком богат, но никаких сильных кризисов и потрясений тогда с ним не случалось.
👶 Мануэль де Фалья родился в довольно обеспеченной семье — как бы мы сейчас сказали, upper middle class. Детство его было счастливым, он рос в атмосфере благополучия. В Кадисе тогда витал дух свободы, свойственный небольшим портовым городам, а их жизнь всегда была богаче и разнообразнее, чем жизнь материковых городов, по крайней мере, в конце 19 века.
👁 Фалья рос очень впечатлительным ребенком — как бы сейчас сказали, интровертом. И гораздо больше, чем мир реальный, его занимал мир его собственного воображения. Он придумывал истории, сюжеты, пьесы для кукольного театра, которые играл для своей сестры. Он даже пробовал выпускать рукописную газету — для себя и своих домашних. С музыкой его ничего особенно не связывало, пока он не услышал одно произведение Гайдна.
→ Йозеф Гайдн. «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час 13 минут
🎵 Это были «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте»; работа предназначалась для исполнения во время богослужения на Великую пятницу на Страстную седмицу, то есть на неделе, которая предшествует Пасхе. Что интересно, «Семь последних слов» были написаны Гайдном специально для музыкантов Кадиса по их заказу. Услышанное настолько поразило де Фалья, что он решил посвятить жизнь написанию музыки.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мануэль де Фалья (1876–1946)
Давайте немного узнаем контекст времени и перенесемся в Испанию конца 19 века.
🎵 Надо понимать, что в Испании того времени музыкальная жизнь была страшно провинциальна. Все самое интересное происходило в Париже, или, может быть, в Берлине, но никак не в Испании. Даже если подняться севернее, скажем, в Барселону или Мадрид — все равно музыкальная жизнь там была довольно бедна, и национальной музыки к тому времени не сложилось.
👥 Были композиторы-испанцы, например, Исаак Альбенис, которого де Фалья позже встретит в Париже, но все же испанская музыкальная традиция уступала немецкой или французской. При дворе, конечно, были и высококлассные музыканты, и несколько последних десятилетий своей жизни там провел великий кастрат Фаринелли, где пел самые современные на тот момент арии. Но стать великим композитором в Кадисе было невозможно.
❇️ Вернемся к де Фалья. Его впечатление от музыки Гайдна, возможно, повлияло на его религиозность. Он был настоящим христианином, который следовал не только букве, но и духу религии. Ведь в следовании букве тогда не было ничего исключительного. Каждая нормальная семья в провинциальном городе по воскресеньям и праздникам ходила в церковь. Все исповедовались, причащались. Но, видимо, Фалью это тронуло очень глубоко, и надо понимать, что именно это была за музыка.
✨ Музыка Гайдна имеет удивительное свойство, это музыка, полная психического здоровья. Это то, что может послужить духовной опорой в трудные моменты жизни. Да, музыка в принципе такова, но не любая, все же есть очень много тонкостей. И при всем жизнеутверждающем начале этой музыки в ней были ясность, свет, красота и гармония, которая Фалью совершенно зачаровала.
👨🦱 Когда де Фалья было чуть за 20, его семья решает перебраться в Мадрид. С финансами у них все замечательно, и они могут позволить себе свободно жить в крупном городе. Конечно, по сравнению с тихой и размеренной жизнью Кадиса, Мадрид с его совершенно другим ритмом и другой скоростью производит на Фалью очень большое впечатление.
🎼 Брать частные уроки фортепиано и композиции Фалья начал в 15 лет. В Кадисе тогда не было большой консерватории, и к моменту переезда в Мадрид он уже становится довольно умелым музыкантом. Конечно, в 15 лет начинать заниматься, может, поздновато — это не моцартовский путь. Зато позволяет человеку развиться естественно. У де Фальи детство было совершенно счастливым, ему никто ничего не навязывал, он сам выбирал, чем ему заниматься. Пианистом-виртуозом он не стал, хотя играл очень хорошо, но оно и к лучшему: он не занимался гастролями, а писал музыку, которую мы теперь будем слушать.
Теперь давайте послушаем, как играет за роялем свои произведения сам де Фалья.
🎵 Эти произведения относятся к более позднему периоду и записаны в 1913 году. Но раз уж мы заговорили о его фортепианном искусстве, то давайте насладимся им в полной мере, ведь здесь есть на что обратить внимание.
Отчего здесь такой хороший звук❓
🔉 Дело в том, что если певцов, например, можно было записывать только сначала на восковые валики, потом на пластинки, то у фортепиано существовал механизм, который превращал его в своего рода музыкальную шкатулку. То есть были специальные валики, на которые путем перфорации записывалось произведение, и потом в режиме проигрывания фортепиано производило те нажатия — с той силой, с теми темпом и ритмом и с той высотой, которые были при записи.
🎹 Если у вас есть такое фортепиано и есть эти валики, то вы можете представить, что композиторы сидят за роялем. Кстати, на такие же валики записывался и Рахманинов, и некоторые другие пианисты. Давайте послушаем, как играл де Фалья.
→ Мануэль де Фалья играет два своих произведения, записанных около 1913 года
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день