angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мануэль де Фалья

Мадридский период и опера «Жизнь коротка»

В Мадриде де Фалья поступает в консерваторию и его произведения усложняются, в них звучат черты сложившегося композитора. Сравним работы двух периодов и послушаем одно из самых известных произведений композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Сначала послушаем раннее произведения де Фальи, которое он написал еще в Кадисе.

Мануэль де Фалья. «Melodía»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

🎵 Это «Мелодия» для фортепиано и виолончели 1897 года. Удивительная чуткость к мелодии здесь совершенно очевидна. Но интереснее, пожалуй, другое качество — а именно эмоциональная составляющая музыки. Не везде есть смысл об этом говорить, но здесь как раз интересна не столько композиция и гармония — ничего выходящего за рамки в них нет, но это и не важно, ведь это не соревнование, кто больше всего наворотил. Здесь важно чувство, которое в этой музыке сокрыто.

🎹 Если мы попытаемся его описать, нам будет не подобрать слова. Оно слишком богатое, слишком сложное. Это и радость, и грусть, и наслаждение, и немного тоски, немного печали, немного света. Причем это изложено не последовательно, оно существует как-то параллельно, меняясь так же неуловимо, как меняются позы у искусных танцоров фламенко. О фламенко в связи с де Фалья мы поговорим чуть позже.

Давайте послушаем еще одно произведение 1900-го года.

Мануэль де Фалья. «Андалусская серенада»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

🎓 В это время семья де Фальи переезжает в Мадрид. Де Фалья поступает в консерваторию и с головой окунается в музыкальную жизнь этого прекрасного города. «Андалусская серенада», которая была написана им как раз тогда, кажется сложнее и изобретательнее, чем «Мелодия», она крепко сделана. Но изобретательность эта совершенно не ученического свойства.

🎼 Конечно, в ней чувствуется какая-то энергия молодости, но все-таки де Фалья здесь уже слышен как сложившийся в главном композитор. Обратим внимание на удивительную выразительность его мелодий. Его карьера развивается хорошо: в 1902 году он уже автор двух сарсуэл, одна из которых идет в Teatro Comico de Madrid.

📌 Сарсуэла — это испанский вариант оперетты. В ней такие же разговорные диалоги, но меньшая мощь оркестра, меньшие силы на постановку, меньше помпезности, торжественности и в целом попроще стилистика. Это такая национальная испанская оперетта. Давайте послушаем дуэт из одной из них, который называется «Los amores de la Inés» — любови Инессы.

→ Мануэль де Фалья. «Los amores de la Inés»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

🎶 Какая-то необычная мелодика здесь, согласитесь? В чем же дело, откуда она здесь пошла? Дело в том, что во время учебы в консерватории де Фалья как раз начинает интересоваться народной музыкой Андалуссии, исключительно богатой и в мелодическом отношении, и в жанровом.

🇪🇸 Когда он жил в Кадисе, для него это была привычная среда. Было то, что играли на службах в церкви, было то, что играли на концертах, было то, что звучало на улицах, но ничего особенного он в этой музыке не находил, он занимался постижением азов общеевропейской позиции — учился контрапункту и так далее. А приехав в Мадрид, он из местной среды получил новый взгляд на свои корни, и это принесло замечательные плоды.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте послушаем и обсудим «Концертное аллегро» де Фальи и поговорим о нескольких конкурсах композитора.

🤷‍♂️ Вдохновленный успехами, де Фалья решает участвовать в конкурсе Мадридской Королевской консерватории и сочиняет для него «Концертное аллегро». Этот конкурс он проигрывает, на нем побеждает произведение с точно таким же названием, которое исполнил Энрике Гранадос — тоже очень важный испанский композитор того времени. Давайте сравним два исполнения, чтобы лучше понять, какая музыка тогда создавалась.

Мануэль де Фалья. «Концертное аллегро»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 10 минут

Энрике Гранадос. «Концертное аллегро»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 8 минут

💪 Но де Фалья не сдается. Проигрыш не сильно его расстраивает, он продолжает писать музыку и в 1905 году участвует в конкурсе Академии изящных искусств Сан-Фернандо, которая тоже находится в Мадриде, сразу в двух номинациях — как композитор и пианист. Как композитор он сочиняет оперу «La vida breve» — «Жизнь коротка», а как пианист участвует со своим «Концертным аллегро». И выигрывает в обеих номинациях! Давайте послушаем испанский танец из оперы «La vida breve»

Мануэль де Фалья. «La vida breve»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

🎵 Наверное, это одна из самых известных композиций де Фальи. И обратим внимание на кастаньеты. Это след интереса де Фальи к одному из видов традиционной андалусской музыки фламенко. Это одновременно и пение, и танец, и гитары — синтетический жанр. Откуда пошла эта музыка — до конца не понятно.

➡️ Есть две версии. Одна из версий, которая кажется весьма правдоподобной — фламенко от слова «flama», то есть пламя. Если мы обратим внимание, то женщины традиционно танцуют фламенко в красных платьях, и при быстром движении ткань действительно напоминает языки пламени — темперамент у этой музыки совершенно огненный. Оттуда и пошло его название — такой живой огонь. А вторая версия говорит о том, что название пошло от области Фландрия, откуда были изгнаны цыгане, которых согласились приютить в Андалусии, и это та музыка, которую они принесли с собой.

Давайте обсудим, как работали с народной музыкой во времена до Фальи, какова была европейская традиция, и посмотрим оперу «La vida breve».

🎶 Любая попытка как-то нотировать народную музыку сталкивается с тем, что без упрощения это не всегда можно сделать. Европейская нотация создана для другого, и далеко не всегда в ней можно отразить все сложности или, допустим, все точные звуковысоты. А в 19 веке с этим поступали просто — композиторы, которые записывали народную музыку, улучшали ее и досочиняли, иногда даже не обучаясь при этом в консерваториях. К 20 веку такое отношение ушло, и у де Фальи очень хорошо получилось даже не связать, а, скорее, сковать вместе народную музыку и европейскую традицию.

🏆 Несмотря на то, что победителю в оперной номинации в конкурсе Академии изящных искусств Сан-Фернандо было обещано представление в Королевском театре в Мадриде, к сожалению, у организаторов конкурса это не получилось. Премьеру отложили до 1913 года, когда де Фалья ее уже несколько переработал оперу. Исполняется она сейчас не слишком часто и в основном в Испании.

❤️ История происходит в Андалусии, и она про трагическую любовь бедной цыганки к состоятельному молодому человеку. Но сюжет в ней не главное — главное то, что в этой опере достаточно большое количество музыки самой по себе. Инструментально и вокально она находится в иной пропорции, чем это обычно бывает в операх. Давайте посмотрим постановку из того самого Королевского театра — Teatro Real, в котором она и должна была быть исполнена.

→ Мануэль де Фалья. «La vida breve» в Королевском театре
Видеопример на Ютуб
Время прослушивания: 1 час 8 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;