Мануэль де Фалья
Мадридский период и опера «Жизнь коротка»
В Мадриде де Фалья поступает в консерваторию и его произведения усложняются, в них звучат черты сложившегося композитора. Сравним работы двух периодов и послушаем одно из самых известных произведений композитора.
Сначала послушаем раннее произведения де Фальи, которое он написал еще в Кадисе.
→ Мануэль де Фалья. «Melodía»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
🎵 Это «Мелодия» для фортепиано и виолончели 1897 года. Удивительная чуткость к мелодии здесь совершенно очевидна. Но интереснее, пожалуй, другое качество — а именно эмоциональная составляющая музыки. Не везде есть смысл об этом говорить, но здесь как раз интересна не столько композиция и гармония — ничего выходящего за рамки в них нет, но это и не важно, ведь это не соревнование, кто больше всего наворотил. Здесь важно чувство, которое в этой музыке сокрыто.
🎹 Если мы попытаемся его описать, нам будет не подобрать слова. Оно слишком богатое, слишком сложное. Это и радость, и грусть, и наслаждение, и немного тоски, немного печали, немного света. Причем это изложено не последовательно, оно существует как-то параллельно, меняясь так же неуловимо, как меняются позы у искусных танцоров фламенко. О фламенко в связи с де Фалья мы поговорим чуть позже.
Давайте послушаем еще одно произведение 1900-го года.
→ Мануэль де Фалья. «Андалусская серенада»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
🎓 В это время семья де Фальи переезжает в Мадрид. Де Фалья поступает в консерваторию и с головой окунается в музыкальную жизнь этого прекрасного города. «Андалусская серенада», которая была написана им как раз тогда, кажется сложнее и изобретательнее, чем «Мелодия», она крепко сделана. Но изобретательность эта совершенно не ученического свойства.
🎼 Конечно, в ней чувствуется какая-то энергия молодости, но все-таки де Фалья здесь уже слышен как сложившийся в главном композитор. Обратим внимание на удивительную выразительность его мелодий. Его карьера развивается хорошо: в 1902 году он уже автор двух сарсуэл, одна из которых идет в Teatro Comico de Madrid.
📌 Сарсуэла — это испанский вариант оперетты. В ней такие же разговорные диалоги, но меньшая мощь оркестра, меньшие силы на постановку, меньше помпезности, торжественности и в целом попроще стилистика. Это такая национальная испанская оперетта. Давайте послушаем дуэт из одной из них, который называется «Los amores de la Inés» — любови Инессы.
→ → Мануэль де Фалья. «Los amores de la Inés»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🎶 Какая-то необычная мелодика здесь, согласитесь? В чем же дело, откуда она здесь пошла? Дело в том, что во время учебы в консерватории де Фалья как раз начинает интересоваться народной музыкой Андалуссии, исключительно богатой и в мелодическом отношении, и в жанровом.
🇪🇸 Когда он жил в Кадисе, для него это была привычная среда. Было то, что играли на службах в церкви, было то, что играли на концертах, было то, что звучало на улицах, но ничего особенного он в этой музыке не находил, он занимался постижением азов общеевропейской позиции — учился контрапункту и так далее. А приехав в Мадрид, он из местной среды получил новый взгляд на свои корни, и это принесло замечательные плоды.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте послушаем и обсудим «Концертное аллегро» де Фальи и поговорим о нескольких конкурсах композитора.
🤷♂️ Вдохновленный успехами, де Фалья решает участвовать в конкурсе Мадридской Королевской консерватории и сочиняет для него «Концертное аллегро». Этот конкурс он проигрывает, на нем побеждает произведение с точно таким же названием, которое исполнил Энрике Гранадос — тоже очень важный испанский композитор того времени. Давайте сравним два исполнения, чтобы лучше понять, какая музыка тогда создавалась.
→ Мануэль де Фалья. «Концертное аллегро»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Энрике Гранадос. «Концертное аллегро»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
💪 Но де Фалья не сдается. Проигрыш не сильно его расстраивает, он продолжает писать музыку и в 1905 году участвует в конкурсе Академии изящных искусств Сан-Фернандо, которая тоже находится в Мадриде, сразу в двух номинациях — как композитор и пианист. Как композитор он сочиняет оперу «La vida breve» — «Жизнь коротка», а как пианист участвует со своим «Концертным аллегро». И выигрывает в обеих номинациях! Давайте послушаем испанский танец из оперы «La vida breve»
→ Мануэль де Фалья. «La vida breve»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎵 Наверное, это одна из самых известных композиций де Фальи. И обратим внимание на кастаньеты. Это след интереса де Фальи к одному из видов традиционной андалусской музыки фламенко. Это одновременно и пение, и танец, и гитары — синтетический жанр. Откуда пошла эта музыка — до конца не понятно.
➡️ Есть две версии. Одна из версий, которая кажется весьма правдоподобной — фламенко от слова «flama», то есть пламя. Если мы обратим внимание, то женщины традиционно танцуют фламенко в красных платьях, и при быстром движении ткань действительно напоминает языки пламени — темперамент у этой музыки совершенно огненный. Оттуда и пошло его название — такой живой огонь. А вторая версия говорит о том, что название пошло от области Фландрия, откуда были изгнаны цыгане, которых согласились приютить в Андалусии, и это та музыка, которую они принесли с собой.
Давайте обсудим, как работали с народной музыкой во времена до Фальи, какова была европейская традиция, и посмотрим оперу «La vida breve».
🎶 Любая попытка как-то нотировать народную музыку сталкивается с тем, что без упрощения это не всегда можно сделать. Европейская нотация создана для другого, и далеко не всегда в ней можно отразить все сложности или, допустим, все точные звуковысоты. А в 19 веке с этим поступали просто — композиторы, которые записывали народную музыку, улучшали ее и досочиняли, иногда даже не обучаясь при этом в консерваториях. К 20 веку такое отношение ушло, и у де Фальи очень хорошо получилось даже не связать, а, скорее, сковать вместе народную музыку и европейскую традицию.
🏆 Несмотря на то, что победителю в оперной номинации в конкурсе Академии изящных искусств Сан-Фернандо было обещано представление в Королевском театре в Мадриде, к сожалению, у организаторов конкурса это не получилось. Премьеру отложили до 1913 года, когда де Фалья ее уже несколько переработал оперу. Исполняется она сейчас не слишком часто и в основном в Испании.
❤️ История происходит в Андалусии, и она про трагическую любовь бедной цыганки к состоятельному молодому человеку. Но сюжет в ней не главное — главное то, что в этой опере достаточно большое количество музыки самой по себе. Инструментально и вокально она находится в иной пропорции, чем это обычно бывает в операх. Давайте посмотрим постановку из того самого Королевского театра — Teatro Real, в котором она и должна была быть исполнена.
→ → Мануэль де Фалья. «La vida breve» в Королевском театре
Видеопример на Ютуб
⏱ Время прослушивания: 1 час 8 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день