angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мануэль де Фалья

Оперы: «Балаганчик мистера Педро» и «Атлантида»

«Балаганчик мистера Педро» — успешная и новаторская работа де Фальи, подобных которой на тот момент еще не было. Поговорим об этом подробнее, обсудим последнюю работу композитора и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Остановимся на одной опере де Фальи — «Балаганчике мастера Педро». Но прежде давайте немного поговорим о личности Фальи, времени, когда была задумана опера, и некоторых деталях истории ее возникновения.

🇪🇸 В 1919 году Де Фалья переезжает в Гранаду и оказывается в круге поэта Федерико Гарсиа Лорки. Это среда интеллектуалов, художников, музыкантов — совершенно уникальная для своего времени по уровню тех, кто там находился.

❤️ Здесь стоит немного поговорить о личной жизни де Фальи. Он никогда не был женат, все, что нам известно — что в юности он был влюблен в сестру, но эта влюбленность могла быть вполне эмоционального свойства. Более мы не знаем ничего вообще. Известно о его глубокой религиозности, о его чувственности, но о связях ни с мужчинами, ни с женщинами мы не знаем и можем только предполагать.

👥 Круг Лорки состоял по большей части из гомосексуалов, как и многие сообщества искусств. Почему — никто не знает. Так получилось, никакой связи между сексуальностью и талантом или сексуальностью и видами искусств научно не установлено. Возможно, у де Фальи и Лорки был роман (известны восторженные отзывы о нем), но вместо того, чтобы в духе советских авторов использовать фигуру умолчания, мы честно скажем о своем незнании и о разнообразны версиях. Некоторые источники утверждают, что де Фалья был гомосексуалом, но они немного натягивают недостающие факты из желания сделать сенсацию и подвести эксперимент под теорию.

✍️ Итак, де Фалья оказывается в Испании в кругу Лорки и пишет страшно интересную вещь по заказу княгини де Полиньяк — оперу «Балаганчик мастера Педро».

Игнасио Сулоага. Портрет Мануэля де Фальи. 1932

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О двухслойности произведения

Произведение вышло удивительным, успешно шло по всей Европе и даже было исполнено в Америке под руководством величайшего дирижера первой половины 20 века — Вильяма Менгельберга. Давайте узнаем, что происходит с музыкой в этом балаганчике?

🎵 Первое и самое выделяющееся — в музыке этого спектакля используется клавесин. Такого не бывало со времен Моцарта. В 20 веке клавесин чаще заменялся фортепиано: можно вспомнить часть записи «Дон Жуана» из театра «Метрополитен-опера» 1930-х годов, где вместо клавесина играет обычный рояль. Де Фалью этот инструмент привлек тем, что он чем то напоминал гитару и традиционную испанскую музыку, фламенко.

🔉 На премьере в салоне де Полиньяк партию клавесина исполнила Ванда Ландовска. Ее имя известно всем, кто интересовался аутентичным исполнением Баха, давайте послушаем клавесин в ее исполнении 8-й прелюдии.

Ванда Ландовска. Прелюдия и фуга №8 Баха (запись 1949 года)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 10 минут

1 — Гравюры на сюжет Сервантеса
2 — Гюстав Доре, иллюстрации к 26 главе «Дон Кихота», 1893
3 — Фалья с кукольным театром, Венеция, 1932

1 — Серов В.А. Портрет пианистки Ванды Ландовской. 1907
2 — Ванда Ландовска

Кроме клавесина, состав инструментов, задействованных в опере, небольшой, и в самой музыке есть три слоя.

1️⃣ Первый слой можно условно обозначить как то, что люди могли слышать, выйдя на оживленную испанскую улицу 1920-х годов. Это выкрики уличных торговцев, пение уличных музыкантов, как бы привет из звуковой среды того времени.

2️⃣ Второй музыкальный слой — старинная испанская музыка эпохи Ренессанса. Это 15–16 век, то есть как раз эпоха Сервантеса. Еще один корень этого слоя — детские воспоминания о кукольном театре — пьесы, которые де Фалья ставил для своей сестры в родительском доме в Кадисе.

3️⃣ Третий слой — песни романсеро (испанский вариант трубадуров). Почему здесь поют романсеро? Сервантес в 26-й главе говорит о верной любви Мелисендры и Гайфероса, и мастер Педро разыгрывает их историю. Сюжет в том, что Испания под маврами, Мелисендра находится в заточении в мавританском замке, рыцарь Гайферос освобождает ее, потом они бегут на север и отбиваются от преследователей — происходит много захватывающих событий.

❓Что здесь новаторского 👇

🎭 Прием «сцена в сцене» — на сцене есть еще одна сцена — кукольного театра. На первой площадке Дон Кихот и зрители, которые пришли посмотреть на это действо, а на второй — сам кукольный театр и толмач, который комментирует происходящее на сцене. Разыгрывается спектакль, Дон Кихот его смотрит, но потом включается душой в происходящее, и когда герои пьесы кукольного театра попадают в неприятность, Дон Кихот вспоминает свое предназначение. Он встает и разносит весь этот балаганчик в пух и прах к огромному разочарованию мастера Педро.

Оригинальные куклы с постановки «Балаганчика мастера Педро»

А теперь поговорим о последнем сочинении Мануэля де Фалья, которое осталось незаконченным, несмотря на то, что он писал его 20 лет — это опера (или симфоническая поэма) под названием «Атлантида».

✍️ Фалья начал работать над ней в 1926 году и работал до 1939 года, пока жил в Гранаде. Творческий процесс шел медленно. Если мы посмотрим на весь творческий корпус произведений Фальи, а композитор прожил 70 лет, то сможем выделить 20–25 произведений. Почему так мало?

➡️ Здесь сыграли два момента: первый — это здоровье Фальи, которое было очень слабым, во многом из-за туберкулеза, которым он заболел во Франции. Второй момент — его невротизм, который отчасти был связан с проблемами со здоровьем и в какой-то степени и вызывал их.

🎵 Чтобы работать, ему требовались особые обстоятельства. Моцарт и Гайдн обладали колоссальной работоспособностью, можно вспомнить и Прокофьева, который работал даже после инсульта, несмотря на состояние и наставления врачей, и Шостаковича, который мог писать в абсолютно любом состоянии. Де Фалья такой трудоспособностью не обладал, ему нужны были условия для творчества — это не было какой-то причудой или капризом, просто все люди устроены по-разному.

🇦🇷 В 1939 году Фалья уехал в Аргентину. В Испании происходила кровавая гражданская война, в которой пострадали многие друзья Фальи. Они симпатизировали коммунистам, и многие пылкие сердца разделяли эту идеологию. вдохновляясь тем, что она говорила о всеобщем благе, и веря в те образы будущего, которые она рисовала. Многие из них были в опасности, и де Фалья помогал своим друзьям, подвергая опасности и себя. Когда в 1939 году Франко победил, Фалья принял решение уехать в Аргентину и принял предложение стать главным дирижером театра «Колон» в Буэнос-Айресе (это как Большой театр в России). Он прекрасно помнил ужасы Первой мировой войны (хоть Испания в ней не участвовала, но они были известны всем), и де Фалья очень боялся, что это снова повторится. Так и случилось.

🎶 Перед эмиграцией переживания и страхи расшатали его и так чувствительную нервную систему, на это наложились проблемы со здоровьем, Фалье было трудно писать, и последние творческие годы были бесплодны. У него сильно развились мнительность и невротизм. Когда они с сестрой искали дом в Аргентине, то пересмотрели около 50 домов, пока не нашли идеальный. Причины отказа Фальи могли быть совершенно абсурдными: «Мы не будем здесь жить, потому что здесь жил злой дух» — по стилю высказывания это та самая андалусская цыганщина. Дом был найден, но внутреннее состояние Фальи оставляло желать лучшего — он требовал абсолютной тишины, рядом с ним нельзя было громко смеяться, громко разговаривать и ни в коем случае нельзя было носить каблуки.

◾️ Во многом из-за гражданской войны в Испании, победы Франко и вынужденной эмиграции «Атлантида» осталась незаконченной.

Поговорим о музыке и сюжете оперы «Атлантида».

🎵 Как и любое незаконченное произведение, «Атлантида» существует в нескольких редакциях. Но свойство музыки Фальи в том, что она многолика, легко перекладывается для фортепиано, из фортепиано можно сделать произведение для голоса и гитары, и никакие переделки ее сильно не портят.

🗣 Главную роль здесь играют не солисты, а хор. Если в «Кольце нибелунга» Вагнера оркестр исполняет роль античного хора, который является гибкой основой действа, то здесь хор вместе с оркестром на первом плане. Кроме солистов и хора, здесь участвуют актеры.

🌀 Для Фальи никогда не было затруднительным освоить какой-нибудь новый жанр, новую форму — он был открыт к экспериментам. Никогда не стремился пользоваться чем-то готовым и все переделывал, видоизменял соответствиями со своими идеями. Яркий пример — «Балаганчик мастера Педро» — до Фальи не было ничего подобного.

📕 Литературным источником «Атлантиды» стала поэма на каталонском языке поэта Ж. Вердагера-и-Сантало, которая совмещает в себе миф и реальную историю. Генуэзский корабль терпит крушение у берегов Испании, и единственным выжившим является мальчик по имени Христофор Колумб. Он выбирается на берег, где его встречает отшельник, который является хранителем истории земли и морей.

📖 Часть сюжета взята из 10-го подвига Геракла, которую Вердагер-и-Сантало переписывает на свой лад. По сюжету Геркулес прибывает из Греции, чтобы защитить Пиренейское царство от атлантов, которые добрались до испанской части Пиреней. Картина, которая возникает перед его взором, достаточно печальная — Пиренеи охвачены пожаром, король убит, а дочь короля просит Геркулеса убить трехголового Гериона. Геркулес отправляется в Кадис, где живут Геспериды и где растет волшебное апельсиновое дерево, а вовсе не золотая яблоня, как в оригинальном мифе. Геркулес убивает дракона, который защищает это дерево, Геспериды умирают, после чего он убивает Гериона и видит, как Атлантида тонет.

➡️ Мы возвращаемся в реальность: отшельник все еще жив, хотя Колумб уже взрослый. Колумб захвачен этим рассказом и решает раскрыть загадку Атлантиды. Он просит Изабеллу — королеву Испании — дать ему средства, чтобы отправиться на поиски Атлантиды под предлогом найти Индию. Старик отшельник благословляет Колумба на путешествия.

🔆 Это прекрасная история о том, как миф вдохновил человека на великие дела. Так можно сказать и про самого Фалью: не будь он зачарован музыкой родной Андалусии, не будь так увлечен фламенко и цыганами, стал бы он претерпевать такие трудности в поиске новых форм? Его попытки адекватно приспособить народную музыку к академической традиции, тогда как они развивались обособленно друг у друга, стоили большого труда.

Мануэль де Фалья. «Атлантида»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 9 минут

🎵 Со своим мелодическим даром, который мы слышали в ранних произведениях, Фалья вполне мог бы очаровать все парижские салоны, остаться, как Пикассо, во Франции и написать много музыки, которая создается легче и не требует таких титанических усилий. А послушав «Атлантиду» и восхитившись ее сложностью, мы признаем, что хотя Фалья и работал над ней 20 лет, это время было потрачено не впустую.

👤 Будучи зачарованным музыкой своей родины, Фалья создал для Испании и для следующего поколения композиторов плодородную почву. Несмотря на то, что за свою долгую жизнь он написал не так много произведений, практически вся его музыка — выдающаяся. Давайте под конец послушаем одно из редких произведений специально для гитары — это посвящение Клоду Дебюсси.

Мануэль де Фалья. Посвящение Клоду Дебюсси. Исполняет Джулиан Брим
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

В этом уроке мы изучали творчество испанского композитора Мануэля де Фальи. Давайте вспомним главное и подведем итог.

👤 Мануэль де Фалья вырос в Андалусии, и музыка родной Испании всю жизнь была ему близка и интересна.

👀 Фалья рос очень впечатлительным ребенком, интровертом. Гораздо больше, чем мир реальный, его занимал мир его собственного воображения. Эти черты потом проявились и в старости.

👂 Первое произведение, услышанное Фальей — «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте» Гайдна, настолько поразило Фалью, что он решил посвятить жизнь написанию музыки.

🎼 Брать частные уроки фортепиано и композиции Фалья начал в 15 лет, что, конечно, поздно, но зато это позволило ему развиться естественно. Он не стал пианистом-виртуозом, и вместо гастролей он писал музыку.

Мы послушали и обсудили 👇

▪️ Как играет за роялем свои произведения сам де Фалья — они относятся к более позднему периоду и записаны в 1913 году.

▪️ «Мелодию» для фортепиано и виолончели 1897 года —в ней интересна именно эмоциональная составляющая музыки. Это и радость, и грусть, и наслаждение, и немного тоски, немного печали, немного света.

▪️ «Андалусскую серенаду», в которой чувствуется энергия молодости, здесь уже слышна выразительность его мелодий.

▪️ Мы послушали сарсуэлу «Los amores de la Inés» — испанский вариант оперетты. В ней очень слышно, что Фалья начинает интересоваться народной музыкой Андалусии, исключительно богатой и в мелодическом отношении, и в жанровом.

▪️ «Концертное аллегро», с которым Фалья выигрывает в конкурсе Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде сразу в двух номинациях — как композитор и пианист.

▪️ Испанский танец из оперы «La vida breve» — одну из самых известных композиций де Фальи.

▪️ «4 испанских пьесы для фортепиано»: «Арагонскую», «Кубинскую», «Пейзаж», «Андалусскую».

🩰 Балет «Любовь-волшебница», который де Фалья написал, вернувшись из Парижа в Мадрид. Его увлечение традиционной музыкой находит богатейшую почву — его завораживают цыгане, и де Фалья создает балет ни на что непохожий — это не только балет: здесь и танцуют, и поют. Это история цыганки Канделас и ее любви к Кармело. Мы послушали «Танец страха» и «Танец огня» из этого балета.

🩰 Балет «Треуголка» , который был создан после знакомства Фальи в 1916-м году с Дягилевым. Премьера балета состоялась в 1919-м в Лондоне в театре «Альгамбра».

🔉 Мы обсудили оперу «Балаганчик мастера Педро», в музыке которой используется клавесин. На премьере в салоне де Полиньяк партию клавесина исполнила Ванда Ландовска. Спектакль интересен приемом «сцена в сцене» — на сцене есть еще одна сцена — кукольного театра.

🔉 Мы обсудили последнее произведение Фальи «Атлантида», которое осталось незаконченным во многом из-за гражданской войны в Испании, победы Франко и вынужденной эмиграции Фальи в Аргентину. Литературным источником «Атлантиды» стала поэма на каталонском языке поэта Ж. Вердагера-и-Сантало, которая совмещает в себе миф и реальную историю.

👤 Будучи зачарованным музыкой своей родины, Фалья создал для Испании и для следующего поколения композиторов плодородную почву. Несмотря на то, что за свою долгую жизнь он написал не так много произведений, практически вся его музыка — выдающаяся.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;