Мануэль де Фалья
Парижский период и «4 испанских пьесы для фортепиано»
Короткая поездка в Париж обернулась семилетним периодом творчества композитора. Узнаем о произведениях, созданных во Франции, и посмотрим, кто на них повлиял.
В 1907 году происходит еще одна крутая перемена в жизни Мануэля де Фалья. Он отправляется в Париж. Поговорим о парижском периоде жизни композитора.
🇫🇷 Изначально это должна была быть не очень долгая поездка, меньше месяца. Но так случилось, что де Фалья задержался в Париже на целых 7 лет, и уехал он только во время Первой мировой войны.
🏫 Как мы уже говорили, Мадрид, несмотря на то, что был крупным городом с богатой культурной жизнью, все равно оставался провинцией, а все самое интересное происходило в Париже. Тогда там жил другой известный испанский композитор — Исаак Альбенис. Де Фалья знакомится не только с ним, среди его круга общения есть и Дебюсси, и Морис Равель, а позже он знакомится со Стравинским. Он ходит по музыкальным гостиным и салонам и представляет там свое творчество.
🎹 В Париже де Фалья исполняет «4 испанских пьесы для фортепиано». Первая — «Aragonesa», то есть «Арагонская» — сочетает в себе фактуру арагонской хоты. Здесь мы сразу вспоминаем Глинку и его «Арагонскую хоту», чей интересный тональный план или подсмотрен у Дебюсси, или очень похож.
🎶 Конечно, развития в пьесе «Aragonesa» нет — это все вариации, причем вариации не развивающие, а одна и та же тема проводится в разных голосах до конца произведения. Это словно луч света, который играет на поверхности воды: волны или рябь могут идти совершенно по-разному, но луч света остается тот же — так и тема «Арагонской».
→ Мануэль де Фалья. «Aragonesa»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:00–03:00
→ Михаил Глинка. «Jota aragonesa»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
🎵 Вторая пьеса называется «Cubana», то есть «Кубинская». Она связана с танцевальными мелодиями и ритмами Кубы, которая находилась под испанским владычеством почти до конца 19 века. В 1890-х народное недовольство испанской властью привело к многочисленным восстаниям. Они вылились в Войну за независимость Кубы, которая плавным образом перетекла в Испано-американскую войну. США в ней выиграли, им достались Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины, а Испания была вынуждена смириться с потерей. Формально Куба не стала территорией США, но стала зависимой от них, и до того момента взаимопроникновение народных культур носило достаточно живой характер, несмотря на то, что их разделял океан.
🏝 Это очень спокойная пьеса, которая написана в ритме то ли 3/4, то ли 6/8. Это даже не танец, а, скорее, воспоминание о танце — мерное покачивание, череда образов, которые шелестят как пальмовые листья за окном под горячим южным ветром.
→ Мануэль де Фалья. «Cubana»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 03:03–07:03
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎵 Третья пьеса называется «Montañesa», то есть «Пейзаж». У нее нет привязки к конкретной географии — это горный испанский пейзаж, и музыка сама по себе несет следы андалусского фламенко.
⛰ Это выражается и в мелодии, и в том, что в басу четверти должны быть хорошо обозначены и выделены, но если посмотреть в ноты, то в мелодии, написанной четвертями, в самом верхнем ее голосе можно увидеть силуэт достаточно пологого горного пейзажа.
→ Мануэль де Фалья. «Montañesa»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 07:03–11:16
🎵 Четвертая пьеса — «Andaluza», то есть «Андалусская» — пожалуй, самая известная и исполняемая из всех четырех. Она полна интересных сложных и порой диссонирующих интервалов. В ней непостоянный, довольно причудливый ритм, который, хоть и меняется, постоянен в этих переменах и придает чувство внутреннего движения.
👤 Когда де Фалья жил в Париже, он вращался в музыкальных кругах и путешествовал по Европе, пытаясь пробить постановку «La vida breve». У него это получилось, но дальше началась Первая мировая война, в которой Испания соблюдала нейтралитет, что позволило ей сделать довольно большой рывок в технологическом развитии. После начала войны де Фалья приходится вернуться в Мадрид.
→ Мануэль де Фалья. «Andaluza»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11:18–15:39
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день