angle-down facebook instagram vkontakte warning

Карл Маркс

Материализм и теория антропогенеза

Маркс изменил представление о материализме и труде в жизни человека. В этой части разберем его теорию антропогенеза.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Чтобы понять, как рассуждал Карл Маркс, вооружимся его методом — диалектическим материализмом. Для этого надо ответить на три вопроса. Что такое диалектика? Почему Маркса не устраивала существовавшая в то время модель диалектики? Почему он решил, что лучшее решение проблемы — сделать диалектику материалистической?

🌏 Диалектика — это метод, в развитой форме предложенный Георгом Гегелем. Его суть состоит в том, чтобы рассматривать мир в его целостности и развитии — в противоположность метафизическому подходу, который традиционно рассматривал мир в статике и по частям.

Рассмотри три закона диалектики 👇

1️⃣ Закон единства и борьбы противоположностей: в любом достаточно сложном явлении всегда есть две противоположные стороны, которые не только борются между собой, но и дополняют друг друга. Например, старое и новое, индивидуальное и общественное, биологическое и социальное. Этот закон объясняет движущую причину любого развития — внутренние противоречия, заложенные в самом явлении, а вовсе не внешние сверхъестественные силы.

2️⃣ Закон отрицания отрицания: развитие происходит по спирали, по схеме: тезис — антитезис — синтез. То есть каждая новая ступень развития отрицает предыдущую, но одновременно повторяет какую-то еще более раннюю ступень на более высоком уровне. Другими словами будущее — это не просто отрицание прошлого, это повторение прошлого на следующем витке развития. Этот закон объясняет направление развития — спираль.

3️⃣ Закон перехода количественных изменений в качественные. Суть этого закона заключается в том, что даже небольшие количественные изменения могут привести к полной качественной трансформации объекта. Например, если воду в чайнике нагревать на один градус, мы ничего не заметим, но если продолжать нагревать, то в конце концов вода закипит и превратится в пар. Третий закон объясняет механизм развития, как из старого получается новое.

❗️Важно отметить, что этот метод был революционным по своей основе, ведь он отражал действительность в движении, раскрывал огромный внутренний потенциал развития, заложенный в существующих вещах и явлениях, учил смотреть в будущее, а не довольствоваться настоящим.

😬 Маркс был очень недоволен тем, как диалектику использовал сам Гегель: «метод революционный, а система реакционная». Гегелевский панлогизм (все действительно разумно, все разумное действительно) сводился к тому, что высшее проявление свободы и справедливости — современная ему Прусская монархия. Не нравилось Марксу и сближении философии с религией, которое происходит в системе Гегеля. Абсолютный Дух у него слишком уж похож на Бога, только в новом философском обличии.

🗣 «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

💥 Маркс говорит, что система должна соответствовать методу: философские идеи по содержанию должны быть такими же революционными, как и сам диалектический метод. Для этого надо наполнить их живым человеческим смыслом, привязать к человеческому бытию во всей его материальной сложности.

🗣 «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

➡️ Маркс хочет сделать такую философию, которая будет действительно менять мир в лучшую сторону, а не просто отражать его таким, какой он есть, и оправдывать его.

Так называемое вульгарное представление о материализме сводится к тому, что материализм признает только вещи, а все духовное, идеи, ценности, высокие идеалы отрицает. Маркс материалист гораздо более глубокий. Чтобы понять это давайте посмотрим, какой смысл он вкладывал в слово материя.

🧬 Что такое материя? Впервые понятие материи появляется 7 веке до нашей эры у древнегреческого философа Анаксимандра под названием «апейрон» — беспредельное, бесформенное, неопределенное, то, что лежит в основе всего и порождает из себя все, подоснова, порождающая первооснову всего бытия.

💡 Маркс предлагает перестать искать первые элементы или вещи в качестве материи и предлагает посмотреть на общественную жизнь.

В определение материи Маркса заложены три признака 👇

🔺 это что-то, что существует вне моего сознания,

🔺 не зависит от моего сознания,

🔺 определяет мое сознание.

🍞 Материя — потребности. Маркс говорит, что под определение материи попадают потребности.

Рассмотрим пример 👇

У человека есть потребность в пище. Что это значит? Он может осознавать ее или не осознавать. Когда он осознает, возникает чувство голода. Иногда не осознает, что голоден, или запрещает себе есть. Сама потребность никуда не исчезла, человек может запретить себе есть, но тогда умрет от голода.

🤷🏻‍♂️ Потребности не в нашей власти. Мы не можем просто их отменить, это наша форма зависимости от окружающего мира. Получается, что материя — это не вещи, не энергия, не электрические поля, не атомы, не частицы, это наша форма зависимости от окружающего мира, а именно наши потребности.

🧶 Физические и духовные потребности — материя социальной жизни. Некоторые из этих потребностей являются физическими, как, например, потребность в еде, а некоторые духовными, например, потребность в истине, справедливости. И физические, и духовные потребности, согласно Марксу, являются материальными, они — материя социальной жизни.

🗣 «Меня определяют и насилуют мои собственные потребности».

👩🏻‍🌾 Труд начинается с потребностей. Маркс говорит, что можно провозглашать красивые идеалистические концепции, но в итоге важным в жизни оказываются только потребности и их удовлетворение. Человек вынужден удовлетворять и духовные, и физические потребности по определению и, чтобы их удовлетворить, нужно трудиться. В входе труда человек создает новые продукты, новую реальность и это новая реальность обрастает новыми обычаями, привычками, постановлениями, конвенциями. Получается, что труд начинается с потребностей, а заканчивается созданием целого социального мира. И этот мир, эта система общественных отношений начинает доминировать над нами в нашей повседневной жизни.

🗑 В общественные отношения встроено много ненужного. Маркс обращает внимание на то, что существуют некоторые несоответствия между исходной точкой труда и его финальной точкой. В общественных отношениях оказывается встроено много лишнего, ложного, того, что не относится напрямую к нашим потребностям, и вместо того, чтобы облегчить нам жизнь — тяготит нас.

🗣 «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

💡 Философия молодого Маркса — это по сути философия жизни. Маркса угнетают все формы мертвых традиций, формальных правил, законов, которые искажают и затемняют нашу естественную человеческую сущность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Маркс видел родовую сущность человека в орудийном труде, то есть систематическом производстве орудий труда.

🙆🏻‍♂️ Трудовая теория антропогенеза. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали трудовую теорию антропогенеза, теорию, в которой происхождение человека объясняется появлением труда. В то время археология была еще не очень хорошо развита, Марксу и Энгельсу приходилось опираться на отчасти умозрительные факты. Но все же им удалось создать модель происхождения человека, которая сейчас считается основополагающей.

🏹 Человек целенаправленно создает орудия труда. Главное положение трудовой теории антропогенеза состоит в том, что человек — единственное живое существо, которое не просто стало использовать предметы (палки и камни способны использовать многие животные), но целенаправленно создавать их, чтобы с их помощью работать с другими предметами. Когда появляется орудие труда, будь то примитивное копье, палка-копалка или лук со стрелами, у человека появляется продолжение его тела в мир. Овладеть этим продолжением — настоящий вызов. Попасть в цель из примитивного лука, сшить части шкуры с помощью костяной иглы или добыть огонь путем трения — непростая задача. С появлением орудий труда отношения человека с окружающей средой колоссально усложняются, значительно возрастает нагрузка на интеллект.

➡️ Маркс связывает прямохождение, развитие мозга, речи и абстрактного мышления, а также изменения в строении кистей рук именно с систематическим изготовлением орудий труда.

🔎 Современная концепция антропогенеза более сложная и многофакторная. Если у Маркса труд был главной причиной формирования человека, то современная антропология утверждает, что такие факторы, как речь, прямохождение, развитие кистей рук не являются следствиями труда, а развивались с ним параллельно.

🔥 Орудийный труд еще не сделал человека цивилизованным животным. Также важно отметить, что на стоянках Homo habilis, Человека умелого, находят не только останки орудий труда, но и большое количество человеческих костей, обожженных на костре и разбитых, что свидетельствует о каннибализме. Овладев орудийной деятельностью наши предки все еще вели себя достаточно по-звериному. Такие специфически человеческие формы как альтруизм, культура, сочувствие были еще чужды им. Многие теоретики, опираясь на эти факты, говорят, что по-настоящему человек стал человеком, когда стал заботиться о себе подобных.

Карл Маркс — отец современного эко-социализма

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;