Карл Маркс
История и революция
Маркс делил историю на несколько этапов — последним из них был социалистический. В этой части обсудим его концепцию истории и революций.
Поговорим о том, как Карл Маркс рассуждал об истории, в чем видел цель прогресса и узнаем, за что его критиковали в 20 веке.
🌏 Мы живем в предыстории. Согласно Марксу, то, что мы называем историей, на самом деле лишь подготовка к ней. В истории должен быть смысл, должно быть поступательное движение к свободе и справедливости. Пока что смена веков демонстрирует нам все большее порабощение человека, все большее торжество эксплуатации и несправедливости. Получается, мы живем в предыстории, а настоящая история начнется, когда мы вернем себе человеческую сущность, которая была украдена капиталистической экономикой. Без человеческой сущности нет человека и самой истории потому, что историю должен творить человек. История начнется, когда капитализм сменится социализмом, исчезнет частная собственность, отчуждение и эксплуатация, а человек вернет себе свою свободную сущность.
👇 История у Маркса развивается линейно. Он выделяет пять последовательных этапов, общественно-экономических формаций, которые следуют друг за другом.
1️⃣ Первобытно-общинная. Поскольку у людей еще ничего не было (присваивающая экономика: охота и собирательство), все были равны, не существовало излишков, эксплуатации, классов и классовых противоречий. Иногда эта эпоха называется «первобытным коммунизмом».
2️⃣ Рабовладельческая. За развитие экономики людям приходится платить, появляется частная собственность, отчуждение и эксплуатация. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.
3️⃣ Феодальная. Производство, главным образом сельскохозяйственное, ведется трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Закрепляется жесткая сословная структура общества. Основным механизмом, побуждающим крестьян к труду, является крепостное право, экономическое принуждение.
4️⃣ Капиталистическая. Классовые противоречия доходят до предела. Главным средством производства становится капитал: капиталисты организуют производство (строят заводы и фабрики) и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
5️⃣ Социалистическая. У Маркса социализм и коммунизм являются синонимами. Позже большевики стали называть социализмом раннюю стадию высшей формации, отделяя ее от «полного коммунизма», построение которого все затягивалось. Здесь постепенно исчезает частная собственность, а вместе с ней класс эксплуататоров и торговцев. Вместо стихии рынка устанавливается плановая экономика, которая должна обеспечить «каждого по труду», а при коммунизме — «каждого по потребностям».
🗣 «После того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; [...] когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет самой первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: „Каждый по способностям, каждому — по потребностям“».
🔥 Обязательно ли переход от капитализма к социализму происходит путем революции?
1️⃣ С одной стороны, Маркс расходится с теми социал-демократами, которые выступали за мирную эволюцию капитализма. Маркс считал, что естественным образом, путем постепенных реформ «сверху» эта система не может быть улучшена, потому что она основана на фундаментальном обмане и не сможет сама себя исправить.
2️⃣ С другой, в поздних работах, Маркс допускает, что в некоторых отсталых странах переход к социализму может произойти естественным путем — это страны, которые неглубоко затронуты капиталистической экономикой.
🇷🇺 Например, Россия — патриархальная, аграрная страна, в которой сильна сельская община, ее практически не затронуло капиталистическое отчуждение. Можно перейти от феодализма к социализму, минуя капитализм.
💡Слово «формация» Маркс позаимствовал из геологии, в которой так называют слои горных пород. Эта метафора еще четче намекает: то, что мы привыкли называть историей — это лишь постепенное наслоение слоев. Сейчас мы только «удобряем почву» для истории.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о том, как Маркс рассуждал о прогрессе и революции.
📈 Маркса можно отнести к числу сторонников теории прогресса. Он считает, что история развивается не просто линейно, но по нарастающей. Человечество движется от низшего к высшему, в этом состоит суть теории прогресса.
Маркс выделяет критерий прогресса и его цель 👇
🏭 Критерий прогресса — развитие производительных сил. Главное в развитии — это уровень экономики. Экономика — настоящий критерий прогресса. Может показаться, что Маркс сухой и расчетливый бухгалтер и все человеческое, духовное, например, искусство и религия, для него не имеют смысла. Но это не так. Карл Маркс предлагает не путать критерий, как внешний формальный показатель, и цель, как внутренний, содержательный смысл прогресса.
🙋🏻♂️ Цель прогресса — создание условий для свободного развития личности. Маркса изображают как антигуманиста, для которого человеческая жизнь ничего не стоила, но это неправда. Он видит цель прогресса в том, чтобы вернуть человеку его человечность, свободу и справедливость — это очень гуманистическая цель.
🧨 Революция. Маркс считал, что необходимо насильственно уничтожить мир насилия и эксплуатации, чтобы освободить человека от лжи самому себе. Но любое изменение общества «сверху» приведет лишь к перераспределению власти и богатства, но не к ликвидации неравенства. Пролетариат — наиболее отчужденный класс, должен осознать себя как политическую силу и стать в авангарде революции.
🗣 «Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку».
Карл Маркс верил, что пролетарская революция освободит не только пролетариев, но и капиталистов от ложных ценностей, научит людей ценить труд, видеть в нем радость и свободу труда.
💥 В жизни все вышло совсем не так, как себе представлял Маркс — в Советском Союзе в авангарде революции стояли не люди труда, а те, кто не умел трудиться и не хотел. Освобождение от ложных ценностей превратилось в банальный грабеж.
В 20 веке марксизм встретил много возражений. Рассмотрим некоторые из них.
🔥 Критика революционных методов марксизма. Из-за большевиков сложилось представление, что в Российской империи марксизм преследовался, но это неправда. Долгое время марксизм был легальным и даже популярным идейным течением. Курс марксизма преподавали в университетах, существовало течение «Легальный марксизм».
💣 Борьба с марксизмом началась, когда стали возникать революционные ячейки террористического плана. В конце 19 — начале 20 веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Социал-демократы (Карл Каутский и Георгий Плеханов) выступали за мирное изменение капитализма в лучшую сторону. Они считали, что профсоюзы и рабочие движения могут донести до капиталистов идею о том, что эксплуатация — это зло, а рабочим надо платить по справедливости.
🙏 Марксизм — переодетая религия. Разрушим еще один миф о том, что марксизм и религия несовместимые противоположности. На самом деле было довольно много интеллектуалов, которые прошли путь от увлечения марксизмом в молодости к религиозному мировоззрению в зрелые годы.
🎩 Например, русский философ Сергей Николаевич Булгаков в своем сборнике статей «От марксизма к идеализму» пишет, что в юности он пришел к марксизму сознательно. Марксизм давал ему ощущение справедливости, понимание смысла человеческой свободы. Булгаков говорит, что в тот момент он не понимал до конца, что его поиски были религиозными.
👼 Булгаков принимал марксизм как экономическое, философское учение и только гораздо позже пришел к выводу, что марксизм, по сути, тоже религия. Утопическая религия, в которой на место бога поставлено будущее человечества, на место первородного греха — отчуждение, но сами мыслительные конструкции такие же — Маркс призывает нас спасать свою душу и обещает небесное царствие в виде коммунизма. Многие мыслители поддерживают идею о том, что марксизм всегда был переодетой религией и относиться к нему, как к научному течению не стоит.
🔎 Критика марксизма как науки. Сциентистскую критику марксизма мы находим у одного из величайших философов 20 века — Карла Поппера. Поппер сформулировал критерий научности, согласно которому научно то, что может быть опровергнуто.
🙅🏻 Марксизм не допускает никакого эмпирического опровержения. Что это значит? Маркс предсказывает неизбежность пролетарской революции. Допустим, проходит какой-то отрезок времени, и пролетарская революция не произошла. Почему она не произошла? Марксисты ответят, что еще слишком рано. Еще одно утверждения марксизма: «По мере развития капитализма противоречия между пролетарием и буржуа будут возрастать». Сейчас мы видим, что эти противоречия понемногу сглаживаются. Это опровергает марксизм? Марксисты скажут, что это лишь видимость.
📣 Согласно Попперу, наука в какой-то момент должна принимать эмпирические опровержения, а марксизм построен так, что не принимает никакие эмпирические опровержения, значит, это не наука, а форма идеологии.
Протестантская этика как альтернативное объяснение причин капитализма
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день