angle-down facebook instagram vkontakte warning

Карл Маркс

Марксизм в 20 веке

Марксизм оказал огромное влияние на философию 20 века, на нем было основано много новых направлений. В этой части познакомимся с ними поближе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим о нестандартных интерпретациях марксизма, которые появились в 20 веке.

🧍🏻‍♂️ «Гуманистический» неомарксизм. Одна из интересных философских концепций, выросших на основе марксизма — «гуманистический» неомарксизм. Это течение ставит в центр своей философии человека как субъекта исторического действия. Ключевой проблемой «гуманистического» неомарксизма является проблема сознания и управления сознанием.

💁🏻‍♂️ Антонио Грамши (1891–1937) — итальянский философ, журналист и политический деятель, основатель и руководитель Итальянской компартии, представитель «гуманистического» неомарксизма.

📒 В 1928 году фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюрьмы. В заключении он написал книгу «Тюремные тетради», в которой указал на недостатки марксизма.

🤝 Философ попытался добавить марксизму человечности, гуманистического измерения, он утверждал, что схема соотношения базиса и надстройки слишком вульгарная и упрощенная.

🗣 «Нельзя представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе».

📌 Согласно Антонио Грамши, базис определяет надстройку, но и надстройка тоже свою очередь может влиять на базис.

👨🏻‍🏭 Грамши переосмысливает задачу рабочего класса. Капиталисты выигрывают на поле культурной битвы, потому что они предлагают ценности, системы ориентации, какие-то смыслы, которыми человек, кажется, может жить. Поэтому перед рабочим классом стоит задача победить капиталистов именно в культурном поле.

🎨 Итальянский философ обозначает проблему культурной гегемонии. Гегемон — тот, кто господствует. Поскольку буржуазия господствует не только в экономике, но и в культуре, рабочий класс должен провести именно культурную революцию. Грамши считал, что капитализм получит удар, когда в рабочих кварталах появятся новые культурные формы, когда жестокость, озлобленность и поиск врагов сменятся творчеством, новыми рифмами и ритмами, живыми смыслами.

Другое крыло неомарксизма — сциентистский (научный) марксизм. Один из его ярких представителей — Луи Альтюссер.

💁🏻‍♂️ Луи Альтюссер (1918–1990) — французский философ, неомарксист, член Французской коммунистической партии. Альтюссер утверждал, что марксизму не нужно придавать человеческое лицо, напротив, нужно развивать его научную сторону, разобраться, как он работает. Французский философ видел силу марксизма в том, что он смог объяснить общественные структуры.

🗣 Центральное место в наследии Альтюссера занимает теория идеологии. «Оставаясь на уровне самых общих схем, достаточно знать, что идеология — это система (которая имеет собственную логику и строгость) представлений (которые могут выступать в форме образов, мифов, идей или понятий), обладающая определенным историческим бытием и определенной исторической ролью в пределах того или иного конкретного общества».

💰 Долгосрочная цель государства — поддержание капиталистической системы. Маркс заявлял, что государство — сложная структура, которая обслуживает правящий класс, буржуазию. Альтюссер считал, что в краткосрочной перспективе можно говорить о том, что государство обслуживает буржуазию, но в долгосрочной перспективе государство обслуживает не только один класс, но и всю систему в целом. Долгосрочная цель государства — поддержание самой капиталистической системы, ее целостности.

😡 Настоящий враг — капиталистическая идеология. Для этого нужно, чтобы капиталисты получали больше прибыли, а рабочий класс получал идеологическую жвачку. Согласно Альтюссеру, государство работает не просто как механизм насилия, а как механизм порождения ложного сознания и поддерживает несправедливость прежде всего промыванием мозгов. В отличие от ортодоксального марксизма, Альтюссер говорит, что по-настоящему страшный враг — это не капиталистическая экономика, а капиталистическая идеология, система символов, идей и смыслов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим на основные идеи одной из самых интересных версий марксизма — фрейдомарксизм. Что получится, если совместить идеи марксизма и фрейдизма, двух по-настоящему взрывных философских концепций?

🗣 Фрейд говорит, что человеческое поведение определяется бессознательным.

🗣 Маркс говорит, что человеческое поведение определяется общественными отношениями.

🗣 Эрих Фромм (1900–1980), немецкий социолог, философ, один из основателей неофрейдизма, говорит, две эти идеи можно соединить.

🧟 Как порождается коллективное бессознательное? Фромм предлагает смотреть не на индивидуальное бессознательное, а на то, как порождается коллективное бессознательное. Наш мир — мир потребления. Откуда в нас эта страсть к потреблению? Мы пришли к нему бессознательно, путем промывания мозгов, каждодневных экономических практик.

🤑 «Фашизоидный капитализм». Фромм предлагает новое понятие — «фашизоидный капитализм». Его суть в том, что капитализм формирует потребительское сознание, которое, как при тоталитарном режиме, пронизывает все сферы жизни общества — экономику, религию, образование, медицину. Профессорам в университетах говорят, что они не преподают, а оказывают образовательные услуги. Отношения между врачами и пациентами тоже превратились в производство и потребление услуг.

В книге «Иметь или быть?» Эрих Фромм анализирует болезни капиталистической демократии и представляет два способа существования человека в мире 👇

1️⃣ По принципу «иметь» — «я существую, если я что-то имею, потребляю». Стремиться иметь больше денег, больше покупать, набить желудок и карманы, стремиться к славе.

2️⃣ По принципу «быть». Быть здесь и сейчас, быть самим собой, спонтанным, свободным, ценить жизнь во всей ее непредсказуемости и во всем разнообразии, не навязывать жизни жесткие законы и формы, наслаждаться свободой, творить, понимать друг друга.

⚰️ Фромм говорит, что мы все некрофилы. Мы любим мертвое — бетон, стекло, цифры, платежные системы, порядок, правила, красивую упаковку, пластик, бензин, автомобили. Ради мертвого мы уничтожаем живое.

🌿 Существуют ли «биофилы»? Люди, которые все-таки любят жизнь, которые выбирают существовать по принципу «быть»? Фромм говорит, что в системе им нет места. Написанная в 1976 году, книга «Иметь или быть?» отражает и отчасти предвосхищает массовые неформальные субкультуры — например, движение хиппи, которые ходили босиком, отказывались жить в обществе потребления и воевать во Вьетнаме.

Фрейдомарксизм, «новые левые» и сексуальная революция

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;