angle-down facebook instagram vkontakte warning

Анри Матисс

Расцвет фовизма и постепенное отдаление от этого стиля

Вторая половина 1900-х годов — расцвет фовизма в творчестве Матисса, а потом его стиль снова изменится. Поговорим о фовистских работах и узнаем, какой стиль пришел ему на смену.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Анри Матисс

1. Роскошь I
2. Роскошь II
3. Розовая мастерская
4. Женщина с красной гвоздикой или Дама в зеленом
5. Девушка с тюльпанами
6. Женщина на табурете
7. Девушка с зелеными глазами
8. Потрет жены художника

🤑 В 1907 году Матисс посещает Италию. Живопись мастеров эпохи Возрождения не произвела на него впечатления. Позже он скажет Гийому Аполлинеру: «Я глубоко убежден, что все это делалось для богатых. Художник опускается до уровня своего заказчика».

↕️ Под влиянием итальянской живописи Матисс пишет свою «Роскошь», чтобы выразить собственное понимание роскошества. В огромном двухметровом полотне прослеживаются отголоски «Рождения Венеры» Боттичелли, но сюжет для Матисса не имеет значения: это может быть вольная интерпретация Венеры или аллегория трех состояний человека — активного, пассивного и созерцательного. Художник концентрируется не на сюжете — он создает новый пластический язык, свободный от устаревших догм.

▪️ Другими источниками вдохновения для него стали картина французского символиста Пьера Пюви де Шаванна «Девушка на берегу моря», «Три купальщицы» Сезанна и японские эстампы.

↔️ Матисс использует форму панно и выполняет два варианта работы: «Роскошь I» и «Роскошь II». Идея создания панно навеяна тосканскими фресками. К тому же эта форма соответствовала монументальности замыслов художника, которые требовали большого формата. В «Роскоши II» нет эскизной манеры, работа выглядит более монументально благодаря меньшему количеству тонов и более четкому рисунку фигур.

▪️ Матисс любил цитировать собственные произведения — работа «Роскошь II» в 1911 году появится в другом его произведении «Розовая мастерская».

💪 Матисс выставляет «Роскошь» на Салоне 1907 года вместе с «Музыкой» и «Женщиной в красном мадрасском платье». Матисса никто не понимает, но его нельзя не замечать. Его работы излучают такую мощь, что Cалон оказывается наводнен картинами молодых художников, имитирующих его стиль.

🔎 В этот же период Матисс создает много портретов, которые нельзя назвать портретами в полной мере. В названиях этих работ нет имен, потому что он делает акцент не на индивидуальности, а на сверхиндивидуальности. Фигуры четко очерчены и замкнуты в себе. Глаза смотрят скорее внутрь себя, чем на нас, а зрачков часто нет.

🎨 Центральная тема этих портретов — цвет и взаимодействие цветов и фигуры. Матиссу было близко понимание портрета Ренуара, который говорил: «Я писал только портреты». Так и Матисс пишет портреты — людей, цветов, фруктов. Но только не через детали, а через их свойства. Он писал одних и тех же моделей в течение многих сеансов, стараясь найти уникальный ритм человека.

👩 Рубежной, знаковой работой стал «Потрет жены художника». Об этом говорит и тот факт, что на Салоне 1913 года он выставит только ее. В этой работе в центре внимания тоже цвет — он замораживает образ.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Анри Матисс. Роскошь, 1907
3. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1482–1486
4. Пюви де Шаванн. Девушка на берегу моря, 1879
5. Поль Сезанн. Три купальщицы, 1882

Анри Матисс

1. Гармония в красном
2. Танец, 1909
3. Музыка
4. Настурции с танцем
5. Танец, 1912

6. «Танец» в интерьере особняка Щукина

В 1907 году происходит самая важная встреча в жизни Матисса — он знакомится с русским коллекционером Сергеем Щукиным. Давайте поговорим об этом знакомстве подробнее.

👏 Щукин купит 37 полотен Матисса. Он будет ярым поклонником художника и очень смелым покупателем. Его мужество подталкивало Матисса к новым поискам и экспериментам.

🟥 Щукин заказал у Матисса декоративное панно для столовой. Матисс пишет «Десерт. Гармония в голубом», но как только закончит картину, сразу же перепишет ее в красном цвете. Работа получит новое название — «Гармония в красном». Как объяснял сам художник, он переписывал работу, потому что хотел добиться лучшего цветового равновесия. Почти вся поверхность холста стала красной, предметы утратили свою индивидуальность.

🖼 Эту картину можно считать программным произведением фовизма. В работе соединяется несколько жанров: натюрморт, пейзаж, сцена в интерьере. Лейтмотивом картины стал орнамент экзотической ткани. Матисс переписал только цвет, а узор, рисунок и композицию оставил прежней.

💣 Именно для Щукина Матисс написал «Танец» и «Музыку». Щукин мечтал, чтобы Матисс сделал для него нечто необыкновенное и в 1909 году заказал ему два огромных декоративных панно для оформления лестницы московского особняка. Ими и стали «Танец» и «Музыка».

▪️ Позже Матисс неоднократно будет использовать «Танец» и в других своих работах: «Настурции с танцем», «Танец» (1912).

Анри Матисс

1. Испанский натюрморт
2. Севильский натюрморт
3. Манильская шаль
4. Испанка с бубном
5. Марокканский пейзаж
6. Зора на террасе
7. Открытое окно с видом на бухту в Танжере
8. Вход в Касбу
9. Арабская кофейня
10. Красные рыбки

Матисс много путешествует, посещает Германию, Севилью, Марокко и в одном из таких путешествий окончательно отдаляется от фовизма. Давайте посмотрим на работы этого периода.

💃 Под впечатлением от Испании он пишет два натюрморта для Щукина: «Испанский» и «Севильский». Еще он создает «Манильскую шаль», где центром внимания становится именно шаль — она преображает модель и диктует даже позу и жест. А под впечатлением от «Лолы из Валенсии» Эдуарда Мане Матисс пишет «Испанку с бубном».

▪️ Синяя драпировка из «Испанского натюрморта» затем перекочует в «Розовую мастерскую».

☀️ Но самое яркое впечатление на Матисса произвело Марокко, где он окончательно отходит от фовизма, так как явственно ощущает разрыв между естественным видением предмета и его анализом на картине. Путешествие в Марокко вновь позволило художнику обрести связь с природой. Новым объединяющим элементом его работ становится «марокканский» свет. Матисс пишет яркие пейзажи и фигурные композиции.

▪️ В «Марокканском пейзаже» он стилизует сам пейзаж под узор ковра. Все растения геометризированы и образуют точные вертикали и горизонтали.

▪️ В «Марокканском триптихе» отражается три состояния дня: утро, полдень, вечер. Это работы «Открытое окно с видом на бухту в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в касбу».

▪️ В картине «Зора на террасе» построение напоминает русские иконы. Здесь так же, как и в иконах, типическое изображение вместо индивидуального, нет движения, и цвет играет роль символа.

▪️ В работе «Открытое окно с видом на бухту в Танжере» солнце съело все очертания предметов и выжгло яркие краски. Ощущение света создается сильно разбавленными масляными красками, которые Матисс наносит так тонко, что виден холст, а нижнюю часть полотна совсем оставляет не закрашенной.

🔝 Самое значительное произведение арабского цикла — работа «Арабская кофейня». На ее создание повлияла не только поездка, но и выставка персидской миниатюры в Париже в 1912 году. Главный мотив этой картины — созерцание и погруженность в себя. Здесь четко заметно предельное обобщение и декоративность.

🎏 Из Марокко Матисс привезет еще один мотив — красных рыбок. Они встречаются более чем в десяти его картинах. Такие аквариумы он видел в марокканских кофейнях. Для Матисса это стало символом движения и жизни.

▪️ Он любил сопоставлять статику и движение. Это заметно по работам «Танец» и «Музыка», по сюжетам с замершим неподвижным интерьерам с открытым окном, через которое заглядывает жизнь, по застывшим натюрмортам (где само название означает «мертвая природа») и живым рыбкам.

1. Анри Матисс. Испанка с бубном, 1909
2. Эдуард Мане. Лола из Валенсии, 1862

Анри Матисс

1. Розовая мастерская, 1911
2. Красная мастерская, 1911
3. Интерьер с баклажанами, 1911
4. Уголок мастерской, 1912

Проследить, как художник работает с цветом, можно на примере изображений мастерской. Давайте попробуем это сделать и ощутить разницу в подаче одной и той же комнаты.

🎨 В нескольких работах Матисс изображает одну и ту же мастерскую, но она то розовая, то красная, то цвета баклажана. На самом деле, стены мастерской белые, и цвет — это главный герой, преобразующий собой пространство.

🦩 Начнем с работы «Розовая мастерская». Здесь нет пространства как такового, нет глубины и привычной перспективы, но есть само ощущение пространства. Его создает диагональ желтого ковра и предметы, размещенные как декорации. На такое построение повлиял Восток и русское искусство. На картине можно найти «кочующую» драпировку из «Испанского натюрморта» и изображение других работ Матисса.

🔴 Теперь поговорим о работе «Красная мастерская». В пространственном построении этой картины Матисс идет еще дальше: стены и пол отделены друг от друга нескольким линиями. Все утопает в красном цвете — время остановилось, обстановка призрачна, часы без стрелок, от предметов остались только контуры.

🍆 Далее посмотрим на «Интерьер с баклажанами». Мы видим любимые мотивы Матисса: открыто окно, статуэтка на столе, ширма, зеркало. Картина производит впечатление аппликации, собранной из плоскостей разного цвета. У этой работы есть необычный оптический эффект: на первый взгляд, полотно кажется очень плоскостным и декоративным, но если всмотреться, то картина обретает глубину.

📐 И, наконец, работа «Уголок мастерской». Здесь доминируют холодные тона и снова появляются «цитаты» Матисса: фрагмент «Роскоши II» наверху, обои в полоску из «Розовой мастерской», ширма с тканью оттуда же.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;