angle-down facebook instagram vkontakte warning

Анри Матисс

«Темные годы» и зарождение фовизма

Следующие несколько лет в жизни Матисса получили название «темные годы», но ситуация меняется, когда Матисс приходит к фовизму, и на него обращают внимание коллекционеры.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Анри Матисс

1. Вид на Нотр-Дам ночью, 1902
2. Букет цветов в кувшине для какао, 1902
3. Букет цветов в прозрачной вазе, 1902
4. Студия под крышей, 1903
5. Гитарист, 1903
6. Мушкетер, 1903

⬛️ В «темные годы» Матисс возвращается к мрачным цветам, традиционным сюжетам и старомодной манере. Этот период продлится два года с 1902-го и будет связан с семейной драмой. Отец Амели обвинялся в мошенничестве и подделке документов. Амели пришлось закрыть магазин, ее родители остались без средств к существованию и без дома. Матисс оказался единственным кормильцем и находился на грани нервного срыва. Он пытался писать костюмные портреты в надежде, что их купят, но дела шли плохо. За эти годы Матисс неоднократно собирался бросить живопись.

⬆️ Но постепенно фигура Матисса становится все более заметной в авангардных кругах. В 1904 году журнал «Мир искусства» поместил на своих страницах «Десертный стол». В том же году состоялась первая персональная выставка Матисса у Амбруаза Воллара, одного из известных торговцев живописью. Особого успеха она не имела, но принесла ему нескольких покупателей.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Анри Матисс

1. Открытое окно. Коллиур
2. Зеленая полоса. Мадам Матисс
3. Вид Коллиура
4. Интерьер Коллиура

1905 год станет для Матисса поворотным, хоть и очень тяжелым: постоянные бессонницы, метания, страх отказаться от привычной живописи, боязнь самого себя. Все начинается с поездки на юг Франции.

🧳 Матисс едет в городок Коллиур на юге Франции. Коллиур находится на месте соприкосновения Франции с Северной Африкой и несет в себе следы мавров: темные, лишенные света, дома с разноцветными голубовато-розовыми, красными и желто-оранжевыми стенами, оранжево-розовые колокольни, банановые пальмы и апельсиновые деревья. Любой, кто приезжал в Коллиур, отмечал невероятное изобилие красок и света.

🎨 Пребывание в Коллиуре станет решающим этапом в творчестве художника. Именно здесь Матисс обретет свою палитру. Пейзажи, написанные в Коллиуре, излучают радость. Матисс не использует цветные тени. Вместо этого, он создает сложный контраст оранжевого, красного, малинового. Холсты как будто излучают свет. Такого эффекта художник достигает за счет того, что оставляет участки не тронутого краской холста. Здесь он создает две важных работы — «Открытое окно. Коллиур» и знаменитый портрет Амели «Зеленая полоса». Коллиур дал Матиссу свободу.

🟢 «Зеленая полоса» считается шедевром портретной живописи 20 века. Эффекты света и тени переведены в цветовые плоскости, а сам цвет действует как самостоятельная сила. Матисс пишет локальными яркими пятнами, а фон прорабатывает грубыми неоднородными мазками, напоминающими детский рисунок.

▪️ В течение многих лет Матисс будет стараться проводить в Коллиуре хоть несколько дней в году. Из первой поездки он привезет 15 холстов, 40 акварелей и 100 рисунков.

Анри Матисс

1. Открытое окно. Коллиур
2. Женщина в шляпе
3. Читающая девушка

Свои новые работы Матисс показывает на осеннем Салоне. Давайте посмотрим, какую реакцию они вызвали, и как появился фовизм.

🥺 Матисс выставляет работы «Открытое окно» и «Женщина в шляпе». Они выделялись на фоне традиционных колористических решений, и публика отреагировала на них шоком и насмешками.

🌈 Общественность возмутило буйство красок. Зеленая тень от шляпы на лице, волосы цвета киновари, пестрое платье, вместо фона — цветовые плоскости. Глаз, привыкший к серости, щурился от такого обилия цвета.

🐅 Именно на том Салоне 1905 года несколько художников и получили название «фовисты». Журналист Луи Воксель рассматривая аккуратную бронзовую голову скульптуры Альберта Марка, воскликнул: «Да это просто Донателло серди диких зверей», намекая на то, что деликатные работы Марка выделяются на фоне остального буйства. Так за группой закрепилось название «фовисты» — дикие.

🖼 «Открытое окно. Коллиур» — первая работа Матисса с мотивом окна, который станет излюбленным для художника. Ему никак не удавалось передать свет Средиземноморья, и тогда Матисс взял тюбик черной краски и обвел контур окна. Так, с помощью черного цвета он создал свет.

👒 Вторая выставленная работа «Женщина в шляпе» вызвала море насмешек. Критик Камиль Мокслер осудил работу: «Горшок с краской был брошен в лицо публике». Но именно с этого портрета началась эволюция художника. Он окончательно отказался от неоимпрессионизма и встал на путь яркого цвета и смелых решений. В этом портрете нет документального сходства с оригиналом. «Я создаю не женщину, я создаю картину» — писал художник.

🤩 Несмотря на шквал критики портрет купили коллекционеры Гертруда и Лео Стайн. Спустя некоторое время один из Стайнов, Майк, станет главным европейским коллекционером Матисса.

📖 В том же году Матисс пишет третий фовистский портрет — «Интерьер с молодой девушкой» («Читающая девушка»). Он изображает свою дочь Маргарет. Матисс превратил эту интимную сцену чтения в буйство красок — волосы девушки окрашены почти во столько же цветов, что и фрукты на переднем плане.

☝️ Фовизм просуществует всего несколько лет, но оставит заметный след в истории искусства. Лидерами направления считаются Матисс и Андре Дерен. Вместе с ними к фовистам относятся Жорж Брак, Рауль Дюфи, Морис де Вламник.

Анри Матисс. Радость жизни

Работа «Радость жизни» стала решающей в битве Матисса самим с собой и означала окончательный отказ от устаревшего изобразительного языка. Поговорим о ней подробнее.

🔝 «Радость жизни» считается одной из фундаментальных картин модернизма. Художник обходится с персонажами картины (нимфами и влюбленными) как с декоративными элементами. Он располагает плоскости чистого цвета в ритмическом узоре и намеренно искажает пропорции тела, чтобы гармонизировать и усилить простые цвета. Матисс максимально близко подходит к задаче, которую поставил в Коллиуре: заставить свои краски петь.

▪️ Название картины взято из каталонского девиза Коллиура. Хоровод танцующих на заднем плане восходил к старинному танцу коллиурских рыбаков, а простые чистые цвета напоминают рынок в Коллиуре.

😖 Картина вызвала только критику. Первым ее увидел Синьяк. «Матисс, похоже, спятил» — вынес вердикт художник. Матисс выставил картину на Салоне независимых и вновь стал посмешищем.

🤩 Но «Радость жизни» помогла Матиссу завоевать двух важных сторонников своего искусства: Сергея Щукина и Лео Стайна. Встреча с Щукиным изменит жизнь Матисса. Благодаря ему, художник получит финансовую поддержку и обретет творческое мужество. Стайны же купят почти все работы с выставки, чем значительно поправят материальное положение художника. Они продолжат покупать Матисса до тех пор, пока тот не подорожает. Сара Стайн первой привезет две картины Матисса в США.

Слава уже шла к Матиссу. Его все чаще приглашают на выставки молодых художников, он участвует в международных проектах. Осенью 1906 года коллекционеры станут сражаться за работы Матисса.

Анри Матисс

1. Натюрморт с красным ковром, 1906
2. Натюрморт с голубой скатертью, 1909

В 1906 году Матисс посещает Алжир в Северной Африке, после которого еще долго останется под впечатлением. Давайте немного поговорим об этой поездке.

😍 Больше всего его поразили ковры, которые были здесь главным товаром. Обычно во время путешествий Матисс либо ничего не писал, либо писал, но не сразу. Его глазу необходимо было привыкнуть к новой среде. Находясь в Африке, он не написал ни одной работы, но после возвращения в Париж ковры завладели им.

🧵 Давайте сравним две картины. В «Натюрморте с красным ковром» ткань яркая, но она всего лишь один из элементов картины. А в «Натюрморте с голубой скатертью» ткань — уже центральный элемент, который занимает всю плоскость холста.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;