Анри Матисс
Влияние импрессионизма и первая слава
Импрессионизм не станет окончательным стилем Матисса, но окажет большое влияние на его палитру и технику, которое будет прослеживаться даже в поздних работах. Сравним работы разных периодов и посмотрим, благодаря кому импрессионизм появился в жизни Матисс
Анри Матисс, реализм в работах раннего периода
1. Горничная
2. Женщина за чтением
3. Интерьер с цилиндром
4. Открытая дверь
🔎 Ранний период творчества Матисса характеризуется реализмом. Глядя на работы этого периода, трудно даже представить, как будет трансформироваться стиль художника.
🤝 Все меняется после поездки Матисса в Бретань в 1896 году. Первое время он еще находится под влиянием голландских мастеров, но потом происходит важная встреча, сыгравшая ключевую роль в жизни художника. Он знакомится с молодым австралийским студентом-искусствоведом Джоно Расселом. Именно Рассел показал Матиссу импрессионистов и работы своего друга Ван Гога — Рассел даже подарил Матиссу один его рисунок.
🌈 Именно из-за Рассела у Матисса появилась страсть к ярким цветам, а его стиль полностью изменился. Рассел посоветовал Матиссу в начале разложить солнечный свет на составляющие его лучи, а затем соединить их на основе общей гармонии спектра. В итоге Матисс полностью отказался от своей земной палитры в пользу ярких цветов. Позже он скажет, что именно Рассел объяснил ему теорию цвета.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАнри Матисс, пейзажи Бель-Иля
1–4. До знакомства с Расселом
5–7. После знакомства с Расселом
Анри Матисс
1. Закат на Корсике
2. Корсиканский пейзаж
3. Оливковое дерево на Корсике
4. Натюрморт с кувшином и фруктами
5. Сад и мельница
6. Двор в Аяччо
7. Блюдо и фрукты
8. Фрукты и кофейник
9. Открытое окно в Коллиуре
10. Люксембургский сад
Импрессионизм раскрепощает палитру Матисса. Теперь его работы становятся более сдержанными, но при этом он начинает использовать чистые тона. Посмотрим, что Матисс взял от импрессионистов, и почему не смог перенять этот стиль полностью.
↔️ Первое время Матисс перенимает не только технику, но и идеологию импрессионизма. Разницу в новом и старом подходах художника можно сравнить по двум работам: «Десертный стол» 1897 года и «Гармония в красном» 1905-го с таким же сюжетом. В первом варианте работы Матисс использует цвет для воспроизведения реальности, передачи света и объема.
🤩 Влияние импрессионистов больше всего проявляется в работах Матисса конца 1890-х годов. В этот период он отправляется в Лондон (в свой медовый месяц), чтобы изучить там картины британского пейзажиста Джорджа Тернера по совету импрессиониста Камиля Писсаро, затем едет в путешествие на Корсику, где пишет несколько работ. На какое-то время он попадает под очарование Ренуара, который всегда считался с локальным цветом. Под влиянием работ Ренуара рождаются «Натюрморт с кувшином и фруктами», «Сад и мельница», «Двор в Аяччо». Но на картине «Двор в Аяччо» лестница уже не по-импрессионистски прочная.
🖼 Особенности импрессионистского стиля Матисса можно разобрать на примере работы «Люксембургский сад» 1901 года. Это работа схожая с импрессионистами, но Матисс, как и в своих натюрмортах, привнес собственную логику и подход. Сам он говорил: «Я предпочитаю пожертвовать импрессионистским очарованием, чтобы добиться большей уверенности».
🎨 Давайте посмотрим на его работу с цветом. Картина составлена большими цветными площадями, что создает эффект витража. Матисс использует цвет для создания ощущения ярко освещенного дня, усиливая декоративный характер сцены. Но он использует чистый цвет не только для разделения пространства (чередуя холодные тени и теплы полосы света), но и для его сжатия. Для этого он использует одинаковую интенсивность цвета как на переднем плане, так и на заднем.
〰️ Теперь перейдем к работе с формой. Здесь Матисс упрощает формы и опускает детали, за исключением тех случаев, когда они способствуют созданию общего образа. Чтобы подчеркнуть индивидуальность этой аллеи в Люксембургском саду, он делает акцент на овалах подстриженных деревьев, свободных кронах других деревьев и низкую волнистую линию бордюра вокруг лужайки.
💭 Несмотря на внешнее сходство, подходы Матисса и импрессионистов не совпадают. Для Матисса изображение отдельного момента, не связанного с будущим или прошлым, не имеет смысла. А его выучка на работах старых мастеров и тяга к анализу и композиции не сочетается с концепцией импрессионистов. Каждой его работе предшествует много рисунков: «Всякий замысел должен проходить через анализ».
Анри Матисс
1. Роскошь, покой и наслаждение
2. Попугайные тюльпаны
Кроме импрессионизма, Матисса на короткое время захватывает и пуантилистская техника — рисование точками. Давайте посмотрим, как он ее использовал, и почему быстро охладел к ней.
🔘 Особенность пуантилизма в том, что он позволяет разложить цвет. Краски не смешиваются на палитре, а точки простых цветов наносятся непосредственно на холст и соединяются в сложные цвета уже в глазах зрителя, а не на картине.
🤝 Матисс приходит к пуантилизму под влиянием художника-пуантилиста Поля Синьяка. Работая вместе с ним на Французской Ривьере, Матисс написал картину «Роскошь, покой и наслаждение». И Синьяк, и Матисс находились в тот момент под влиянием старшего художника Поля Сезанна — его резкие мазки цвета всегда подчеркивали материальность окрашенной поверхности.
▪️ Название картины — строка поэта 19 века Шарля Бодлера на тему побега из реальности в воображаемое, спокойное убежище.
➡️ Но Матисс пошел дальше. Сначала он начал использовать палитру чистых, пронзительных цветов (синий, зеленый, желтый и оранжевый) и очерчивать фигуры синим цветом, а спустя некоторое время совсем остыл к пуантилизму, так как решил, что разложение цвета ведет и к разложению формы, отчего полотно остается плоским и раздражает глаз.
💭 Между Матиссом и пуантилизмом существует скорее совпадение, чем общность. И пуантилисты, и Матисс использовали чистые цвета, но для пуантилистов цвет — это всего лишь средство для отображения света. А для Матисса цвет — это наслаждение.
Анри Матисс
1. Интерьер мастерской
2. Читающая женщина
3. Ягуар, пожирающий зайца
Признание пришло к Матиссу в 26 лет после очередного Салона. Давайте посмотрим, какие картины он выставил, и что было после.
👏 Матисс показал на Салоне пять картин. Четыре из них (два натюрморта, «Интерьер мастерской» и «Читающая женщина») сразу после выставки приобрело государство, что принесло ему успех и членство в Национальном обществе.
▪️ В выставленной работе «Интерьер мастерской» изображен угол квартиры Матисса на набережной Сен-Мишель в Париже — сюжеты домашних интерьеров и натюрмортов были частой темой картин Матисса начала века.
📦 После возвращения в Париж Матисс много работает и начинает покупать работы художников, которыми восхищался. Так в его коллекции появляется бюст Родена из гипса, рисунок Ван Гога, картина Гогена и «Три купальщицы» Сезанна.
😍 Сезанн станет особой любовью Матисса. Его чувство структуры и цвета будет вдохновлять художника многие годы. Под влиянием Сезанна Матисс начинает уделять много внимания форме и посещает скульптурную мастерскую. Первая скульптурная работа Матисса — копия Антуана-Луи Бари «Ягуар, пожирающий зайца».
О Матиссе и судьбе картины Сезана
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день