angle-down facebook instagram vkontakte warning

Анри Матисс

Другие увлечения и последние годы

Матисс занимался не только живописью, но и графикой, оформлением книг, декорациями и костюмами к спектаклям. Поговорим о других увлечениях Матисса, обсудим его эксперименты с форматом, а также поговорим о последних годах художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Анри Матисс

1. Танец
2. Раковина на черном мраморе
3. Музыка (Гитаристка)

🧳 В 1920–1930-е годы Матисс снова стал путешествовать. Он отправляется на Таити, где его очень впечатляет природа и коралловые рифы. Эти мотивы Матисс позже воплотил в графике и картонах для шпалер. Потом он едет в США.

🕺 В США Матисс приступил к работе над декоративным панно «Танец», получив заказ от коллекционера Альберта Барнса. Это самая значительная работа Матисса 1930-х годов. Барнс захотел украсить люнеты в помещении, где висели работы Ренуара, Сезанна, Сера. Матисс в то время как раз увлекался идеей монументальной живописи. Тема была той же, что и у Щукина — танец. Но здесь это уже архитектурная живопись, рассчитанная на специально отведенное место.

✍️ Давайте посмотрим, как шел процесс работы. Художнику пришлось снять специальное помещение, чтобы работать над гигантским панно размером 15 метров в длину и 3,5 метра в высоту. На первую версию панно Матисс потратил год, но все пришлось переделывать из-за ошибки с размерами. В поисках интересных композиционных решений Матисс вырезал фигурки из бумаги, раскрашивал их, а затем перемещал по панно в поисках лучшего соотношения. Так в его творчестве возникла техника декупаж. Матисс дает фигуры фрагментарно, чтобы подчеркнуть безграничность пространства.

Еще одной нестандартной работой Матисса стала «Раковина на черном мраморе». Это новое звучание старых мотивов Матисса. Он писал картину 30 сеансов, использовал яркие локальные цвета и считал работу самой выразительной с точки зрения колористики. Здесь живопись Матисса максимально лаконична и близка к декупажу.

🎶 Еще один эксперимент с формой — работа «Музыка» (или «Гитаристка»). Это декорация для камина Нельсона Рокфеллера. Матисс вновь обращается к музыке и выбирает необычную для своего творчества форму квадрата.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Анри Матисс, иллюстрации

1, 2. К Бодлеру
3, 4. К Малларме
5, 6. К Ронсару
7–9. К «Улиссу» Джойса

Анри Матисс

1–3. Рисунки
4. Кармелина
5. Обнаженная в кресле
6. Серая обнаженная
7. Сидящая женщина
8. Уход за волосами
9. Обнаженная с драпировкой

Анри Матисс

1. Две негритянки
2. Роскошь
3. Фрукты и бронза
4. Лежащая обнаженная
5–8. Синяя обнаженная
9. Большая сидящая обнаженная

10. Микеланджело. Ночь, 1520–1534

Работы Анри Матисса для театра

1. Эскизы
2. Костюмы
3. Декорации

Творчество Матисса никогда не ограничивалось одной живописью. В разные годы его увлекали и другие сферы искусства. Давайте посмотрим, чем еще он занимался.

📖 В 1930-е Матисс обратился к новой для себя сфере — книжным иллюстрациям. Он оформил «Поэзию» Малларме, «Улисса» Джойса, «Любовную лирику» де Ронсара, «Пасифаю» де Монетрлана и «Цветы зла» Бодлера. В 1939 году Матисс сам опубликовал заметки живописца о рисунке. Книга вышла ограниченным тиражом с расчетом на музеи и коллекционеров.

✏️ Помимо этого Матисс был искусным рисовальщиком. В последний период творчества его занимает мотив лежащей или полулежащей женщины. Он создавал по несколько версий одной картины. К такому приему он прибегал и раньше, но теперь серийность становится особенно важна — Матисс разрабатывает многочисленные вариации одной и той же темы. В своих рисунках он сначала делает эскиз углем, чтобы выявить характер модели, а затем уже работает пером. Всего сохранилось около 800 его графических работ.

🦵 Еще одной сферой интересов Матисса был жанр ню. Ему был близок тип женской красоты зрелой женщины с мягкими плавными линиями тела. Обнаженные фигуры он писал «как плотник строил дома»: сначала конструкция, потом детали. Матисс считал, что можно преувеличить какую-то форму, чтобы лучше выявить особенности модели.

🗿 Матисс увлекался и скульптурой. Большую часть скульптур он создал с 1900 по 1910 год. Матисс часто прибегал к анатомической деформации ради пластичной выразительности. Работая в бронзе, он оставлял поверхность бугристой, чтобы усилить игру света и тени. Почти все его скульптуры имели десятки копий (только «Маленький тонкий торс» существует всего в трех экземплярах).

🔄 Матисс часто превращал свои скульптуры в картины и наоборот. Женская фигура скульптуры «Две негритянки» перекликается с фигурами в «Роскоши». Скульптура цитируется в картине «Фрукты и бронза». Скульптура «Лежащая обнаженная» — это парафраз картины «Синяя обнаженная». Карина Сезанна «Три купальщицы» стала моделью для рельефных изображений со спины, а «Большая сидящая обнаженная» — цитата микеланджеловского образа «ночи» с гробницы Джулиано Медичи.

🎭 Матисс создавал и театральные декорации. Он оформляет спектакль Дягилева «Песнь соловья» для балета «Красно и черное» на музыку Шостаковича.

Анри Матисс

1. Румынская блуза
2. Мечта

Декупаж

3. Креольская танцовщица
4. Морская дикая природа
5. Зюльма
6. Печать короля
7–8. Панель с маской
9. Джаз
10. Джаз, Кодомасы

В последние годы Матисс переходит к технике декупажа из-за проблем со здоровьем. Давайте поговорим о том, как в это время жил художник, и посмотрим на его последние работы.

👘 В конце 1930-х Матисса интересует тема национальных орнаментов на расшитых блузах. Появляется серия работ, где блуза — главный элемент. На первый взгляд, такие работы занимали немного времени, но это не так. Художник тратил на них месяцы. Одна из таких работ — «Мечта». Здесь все перекликается с вышивкой: движение кисти с наклоном головы, полукруг дублирует правый рукав, вышивка рукава соответствует орнаменту на плече и повторяется в линиях волос.

😔 В 1939 году жизнь художника меняется. Начинается война. Сын Пьер, находящийся в Америке, предлагает Матиссу эмигрировать. Но Матисс не хочет покидать Париж. В 1941 году здоровье художника ухудшается, ему диагностируют рак. После операции Матисс практически прикован к постели. Художник признавался, что обрел свободу и стал писать так, как всегда хотел, именно оказавшись на грани жизни и смерти.

✂️ С 1943 года вырезание станет почти единственным средством выражения в творчестве художника из-за болезни. Декупаж привлекал художника тем, что мог сочетать в одном жесте «линию с цветом, контур с поверхностью». Матисс соотносил технику декупажа со скульптурой: художник врезается в цвет, как скульптор в камень. В 1948 Матисс полностью покончит с живописью. Помощники раскрашивали листы бумаги краской, а он вырезал из этой бумаги фигуры. Матисс называл это «рисование ножницами».

▪️ Интересна сцена «Кодомасы» в технике декупаж. Кодомасы — это воздушные гимнасты, которые совершают смелые прыжки. Матисс изображает прыжок сверху, с огромной высоты. Черные квадраты — это страховочная сетка, белые и синие — цирковые трапеции.

📚 За несколько лет до смерти Матисс выпускает книгу декупажей «Джаз». Книга состоит из таблиц, вырезок из бумаги и текстовых комментариев, написанных от руки. Сюжеты декупажей — образы из воспоминаний художника о цирке, путешествиях, сказках. Книга была выпущена тиражом 270 экземпляров и имела огромный успех.

1. Анри Матисс и Моника Буржуа
2. Матисс за росписью капеллы
3–6. Капелла Чёток
7–9. Одеяния священнослужителей капеллы Чёток, разработанные Матиссом

Мы подготовили несколько книг и фильмов для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчестве Анри Матисса.

📕 Хилари Сперлинг. Матисс
Полная биография Матисса. В 2006 году была названа книгой года в Англии. Есть электронная версия.

📗 Раймон Эсколье. Матисс
Еще одна биография, которая написана современником Матисса. Сам Матисс говорил: «Обо всем, что меня касается, сказано в книге Раймона Эсколье. Я сам ее просмотрел». Есть электронная версия.

🎞 «Пятое измерение. Необыкновенная судьба. Анри Матисс». Телепередача по заказу ГМИИ имени А. С. Пушкина. Рассказывает директор музея Ирина Антонова (2008).

🎞 «Lydia D». Олеся Фокина. Биографический фильм об отношениях Матисса с Лидией Делекторской на основе воспоминаний современников (2010).

🎞 «Мировое искусство: Анри Матисс». Дидье Баусси. Документальный фильм обо всех основных периодах творчества Матисса (1987).

Пабло Пикассо. Студия, 1955

Весь урок мы обсуждали Анри Матисса и его работы. Давайте выделим главное и подведем итоги.

👨🏻‍🎨 Анри Матисс — основатель фовизма и художник, который перевернул традиционное отношение к цвету. Его работами до сих пор вдохновляются художники, дизайнеры и модельеры. Он занимался не только живописью, но и графикой, оформлением книг, декорациями и костюмами к спектаклям, а в последние годы перешел к технике декупажа из-за проблем со здоровьем.

👨‍👩‍👦 Анри Матисс (1869–1954) родился на севере Франции в преуспевающей семье лавочника. Знакомство Матисса с живописью произошло в больнице, куда он попадал с приступом аппендицита. Он учился у Гюстава Моро и во время учебы много работал в Лувре, копируя картины старых мастеров. В разные годы на технику Матисса и его работу с цветом влияли импрессионисты, пуантилизм (рисование точками), кубизм и Пикассо, путешествия, африканские мотивы и война.

🎨 Из-за своих ярких колористических решений он и еще несколько художников получили прозвище «фовисты» — «дикие». Фовистсике работы Матисса не принимались критиками и публикой, зато привлекали коллекционеров: семью Стайнов и Щукина. Фовизм просуществует всего несколько лет, но оставит заметный след в истории искусства.

▪️ Лидерами направления считаются Матисс и Андре Дерен. Вместе с ними к фовистам относятся Жорж Брак, Рауль Дюфи, Морис де Вламник. Матисс уйдет от фовизма, так как почувствует разрыв между естественным видением предмета и его анализом на картине.

💭 Матисс оценивал художника по количеству введенных им в пластический язык новых знаков. Крупные художники создают знаки, которые затем неоднократно используют. Матисс считал, что воплощать эти знаки можно по-разному, поэтому часто цитировал собственные произведения. Но знаки Матисса не существуют сами по себе, они обретают смысл только в контексте. Прежде чем воплотить знак, Матиссу надо было его хорошо изучить, поэтому мотивы часто повторялись в разных работах.

Задание.

В работах Матисса можно найти много повторяющихся элементов: окно, зеркало, рыбки, балконная решетка, ковер, его собственные картины (картина в картине).

👇 Попробуйте найти как можно больше работ Матисса с одним и тем же знаком.

Тренажер.

Завершим неделю Анри Матисса вечерним тренажером и проверим себя, так ли легко отличить его работы? Это картина Матисса?

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;