angle-down facebook instagram vkontakte warning

Анри Матисс

Война и мировое признание

Накануне войны Матисс увлекается кубизмом. После 1914 года в его живопись приходят черные оттенки, а с приходом мира в картины возвращается цвет и рисунок. Посмотрим, как менялся его колорит и поговорим о мировом признании.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907

Анри Матисс

2. Купальщицы у реки, 1916
3. Голова, белое и розовое, 1915
4. Вид на Нотр-Дам, 1914
5. Дверное окно в Коллиуре, 1914

📏 В предвоенное время Матисс увлекается геометрическими формами и Пикассо — в 1918 году у них даже пройдет совместная выставка. На смену плавным линиям арабески пришли жесткие четкие линии и лица-маски. Он упрощает колорит, тяготея к монохромности.

↔️ Главная работа этого периода — огромное панно «Купальщицы у реки» размером 2 на 4 метра. Здесь очевидно влияние «Авиньонских девиц» Пикассо. Но Пикассо разлагает форму на составляющие, а Матисс абсолютизирует ее до схемы и превращает в знак, убирая чувственное начало.

Еще две работы, где особенно заметно влияние кубизма — это интерпретация портрета дочери Маргарет «Голова, белое и розовое» и «Вид на собор Парижской Богоматери», где Матисс просто несколькими черными линиями намечает перспективу и сразу добавляет изображению глубину.

⚫️ Во время войны в работах Матисса преобладают мрачные тона, а черный становится основным элементом. В 1914 году с началом боевых действий Матисс просит записать его в армию, но ему отказывают. Это был тяжелый период для художника: мать осталась в оккупированном Париже, брат находился в плену, сыновья и друзья ушли на фронт, а рядом с художником были только жена и дочь.

🔝 Одна из самых символичных работ этого периода и всего 20 века — «Дверное окно в Коллиуре». Матисс изображает любимый мотив окна, но делает окно черным, чтобы подчеркнуть трагизм происходящих событий. В работах Матисса окно связывает интерьер и экстерьер, это переход от внутреннего пространства к внешнему. Здесь же этот переход закрыт.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Анри Матисс. Художник в мастерской, 1916, триптих

1. Золотая рыбка и палитра
2. Мастерская на набережной Сен-Мишель
3. Художник в мастерской

Анри Матисс

1. Незабудки (Окно), 1916
2. Марокканцы, 1916
3. Скрипач у окна, 1918
4. Урок игры на фортепиано (Урок музыки), 1916
5. Фигура на фоне орнамента, 1925

1. Анри Матисс. Натюрморт по мотивам Давидса де Хема, 1915
2. Ян Давидс де Хем. Десерт, 1940

Анри Матисс. Одалиски

Новый поворот в творчестве Матисса происходит после войны. Декоративные произведения с арабесками сменяются более камерной и выразительной живописью. Давайте обсудим несколько работ.

↩️ После войны Матисс перебирается в Ниццу и стиль его живописи снова меняется. Теперь его увлекает рисунок, а в работы возвращаются краски. Для этого времени характерны более приглушенные тона и мягкие линии.

🔝 Одна из показательных работ периода — триптих «Художник в мастерской», который состоит из картин «Золотая рыбка и палитра», «Мастерская на набережной Сен-Мишель» и «Художник в мастерской». Художник появляется постепенно: первая работа — это просто пустое пространство студии, во второй возникает натурщица и картины, а в третьей появляется сам мастер.

🔺 В работе «Художник в мастерской» художник, модель и мольберт образуют треугольник. Фигура художника дана телесным цветом — это символ уязвимости и обнаженности мастера в момент созидания. Сцена показана как диалог, в котором переплетаются две реальности: условная (зеркало, картина в картине) и подлинная (сама картина и окно).

🍊 Война почти не повлияла на выбор сюжетов Матисса. Это связано с тем, что и до войны он не занимался бытописанием. Его всегда интересовали вечные составляющие жизни. По мнению Матисса, мотив должен быть узнаваем. Но теперь у него появляется много работ-воспоминаний о мире без войны, он чаще выбирает темы, отсылающие к нормальной жизни: темы творчества (живопись, музыка), уютного пространства (интерьеры), женской красоты (ню, образы натурщиц), солнца (символом солнца стал апельсин).

➡️ Давайте посмотрим на такие работы-воспоминания. Картина «Незабудки» («Окно») — гимн свету, свет заливает все пространство. Картина «Марокканцы» — это воспоминание о Марокко, работа перекликается по сюжету с «Арабской кофейней». Его натюрморт по мотивам Давидса де Хема — воспоминание о Лувре, вдохновленное картиной де Хема «Десерт». Ее копию Матисс написал еще в 1893 году, но сейчас изобразил композицию натюрморта на языке современной живописи.

🎵 Матисс пишет несколько характерных работ на тему музыки. Картина «Скрипач у окна» — это либо автопортрет самого Матисса, либо портрет его сына Пьера. Пьер изображен и в работе «Урок игры на фортепиано» (или «Урок музыки»). В этой работе можно найти очень много «матиссовских» цитат: за спиной Пьера картина «Женщина на табурете», в углу слева «Декоративная фигура», окно и балконная решетка нам тоже уже знакомы, а розовый, серый, голубой и зеленый — это привычные цвета Матисса. Кроме того, художник использует на лице Пьера такой же прием со светом, как и в портрете жены «Зеленая линия».

💃 В Ницце Матисс знакомится с Ренуаром и под его влиянием начинает изображать женщин в легких одеяниях. Так появляется серия одалисок. Женщины в этих работах естественны, грациозны, красивы. Для живости работ Матисс специально создавал в мастерской нужный антураж: обставлял ее декоративными решетками, на которые накидывал ткани и ковры, менявшиеся в зависимости от избранной тональности.

Всемирная популярность приходит к Матиссу в 1920-е. Давайте посмотрим, благодаря чему это произошло и с чего начиналось признание Матисса в других странах.

⬆️ Признание Матисса за пределами Франции началось с США. В 1912 году Альфред Штиглиц организовал там первую выставку Матисса, а через год его картины попали на Арсенальную выставку, где вызвали бурю негодования, но это не повлияло на растущую популярность художника.

💣 К 1920 году имя Матисса было известно во всем мире. Его выставки прошли во многих городах Европы и США: Нью-Йорк, Кельн, Париж, Лондон, Берлин, Осло, Копенгаген, Стокгольм. В разных изданиях публикуются беседы с Матиссом, французский журналист Марсель Самба пишет его первую монографию.

🔝 А в 1925 году Матисс получает премию Карнеги и звание кавалера ордена Почетного легиона.

1. Лидия Делекторская и Анри Матисс
2. Лидия в любимой позе
3–5. Лидия в работах Матисса

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;