angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Макс Офюльс

Другие фильмы Офюльса

«Флирт», «Женщина для всех», «Момент безрассудства», «Карусель», «Наслаждение» — познакомимся с главными фильмами режиссера и обсудим его приемы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

О фильме «Женщина для всех» 1934 года

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Набор рекламных открыток к фильму «Женщина для всех»

«Момент безрассудства» 1949 года — это последний фильм, снятый Офюльсом в США. Сначала фильм приняли холодно, но со временем, что свойственно фильмам Офюльса, его рейтинг возрос.

🎥 Аннотация. Домохозяйка Люсия Харпер находит убитого мужчину, с которым встречалась ее дочь. Она не знает, что предпринять и всячески старается скрыть труп, чтобы избежать скандала. Возмездие является в лице ирландца-подонка, который собирается ее шантажировать, но неожиданно влюбляется и делает попытки сближения.

🔳 Нуарность. Оба фильма, снятые перед отъездом Офюльса из Штатов — «Момент безрассудства» и «Пленница» — относят к шедеврам нуара. Подробнее о нуаре мы писали здесь.

📕 Литературный источник. Это тоже экранизация: на этот раз Офюльс работал с романом Элизабет Сэнкси Холдинг «Белая стена».

☁️ Воздушная барочность Офюльса. Эта не та тяжелая барочность, которая свойственная фильмам Федерико Феллини — у Офюльса тоже много декораций, костюмов и избыточной сложности в операторской работе, но он словно строит воздушные замки: все легко, сдобно, пушисто. Его фильмы можно сравнить с подушкой, набитой лебяжьими перьями, он ажурный и прозрачный.

💒 Религиозный подтекст. Главный герой сначала берет на себя вину героини. Это не момент безрассудства, а момент искупления: грешник, человек потерянный для общества, вдруг находит в себе силы ради добра, ради семейных ценностей, приносит жертву. Это выглядит очень по-христиански.

Актеры в фильме «Момент безрассудства»

Теперь давайте поговорим о фильме «Карусель» 1950 года. Его Офюльс сделал, возвратившись во Францию.

🎥 Аннотация. Персонаж-конферансье приглашает нас в Вену 1900-го года — прокатиться на карусели любовных историй, которые и проходят перед нами в ритме вальса. На каждого персонажа приходится по две истории, причем герои по очереди передают друг другу «эстафету флирта», пока круг не замыкает первый герой.

🎡 «Карусель»— это экранизация скандально известной пьесы Артура Шницлера «Хоровод», которую считали скабрезной и обвиняли в оскорблении общественной нравственности. Вслед за Офюльсом пьесу Шницлера перенесли на экран Роже Вадим и Отто Шенк.

🎭 Офюльс опирается на актеров и всегда приглашает крупных, первоклассных лицедеев. В «Карусели» играют Симона Синьоре, Серж Реджани, Симона Симон, Даниэль Желен, Даниель Дарье, Жан-Луи Барро, Иза Миранда, Жерар Филип, Антон Уолбург — все звезды.

⛓ Структура в фильме новаторская. Офюльс разбивает повествование на отдельные главы, которые соединены автором. Он периодически появляется в очень условных в декорациях и действует, как ярмарочный зазывала — зовет зрителей посмотреть спектакль, комментирует происходящее, а однажды даже берет пленку и как бы монтирует фильм у нас на глазах. И в этом Офюльс новатор: он показывает условность киноискусства.

🎞 «Карусель» снова состоит из длинных, непрерывных планов, а камера снова вращается, вальсирует. Первая сцена, когда появляется конферансье, произвела большое впечатление на Стэнли Кубрика.

⭐️ Фильм был номинирован на Оскар за лучший сценарий и лучшую работу художника. Это первая совместная работа Анненкова и Офюльса. Нью-йоркские цензоры признали картину аморальной и запретили показывать на территории штата Нью-Йорк — только в 1953 году его допустили к зрителям.

Кадры из фильма «Карусель», 1950

🤤 Поговорим о фильме «Наслаждение» 1952 года.

🎥 Аннотация. Три истории о различных удовольствиях: от наслаждения людским неведением через порочную страсть к пламенной платонической любви.

📖 «Наслаждение» состоит из трех новелл по рассказам Ги де Мопассана.

👨🏼‍🎨 Фильм номинировался на «Оскар» за лучшую работу художника. По воспоминаниям Анненкова, над художественным решением группа действительно тщательно работала. Например, для сцены, в которой проститутки собирают цветы, группа собственными руками втыкала все эти цветы в поле.

🎭 Мы снова имеем дело со звездным составом: Даниель Дарье, Клод Дофен. Что примечательно: в небольших ролях торговца в поезде и крестьянина в фильме появляются Пьер Брассер и Жан Габен. Офюльс специально пригласил их в свой фильм вместе, чтобы напомнить о молодости. Обычно Жан Габен играет роли трагического характера, здесь — уникальная возможность увидеть его в комедийной роли.

🎥 В этом фильме движения камеры достигают запредельной сложности, особенно отчетливо это видно в сцене танца.

О сцене танца из фильма «Наслаждение» 1952 года

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;