angle-down facebook instagram vkontakte warning

Макс Офюльс

«Лола Монтес»: первый цвет и широкий экран

На момент премьеры «Лола Монтес» была не только единственным цветным и широкоэкранным фильмом в карьере режиссера, но и самым крупнобюджетным в истории европейского кино.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Почему стоит посмотреть фильм «Лола Монтес»

Кадр из фильма «Лола Монтес»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

💃🏻 «Лола Монтес» 1955 года — единственный цветной и единственный широкоэкранный фильм, снятый Максом Офюльсом.

🎬 Аннотация. Немолодая уже, но все еще очаровательная танцовщица и авантюристка Лола Монтес дает последнее представление в цирке, отвечая на глупые вопросы публики. В цветном и хаотичном водовороте перед зрителями пролетает ее жизнь.

📖 В основе фильма — неопубликованный роман «Необычайная жизнь Лолы Монтес». Лола Монтес — это реальный исторический персонаж: она прожила скандальную жизнь, была любовницей композитора Ференца Листа и баварского короля Людвига I, женщиной низкой социальной ответственности.

💰 На момент премьеры фильм был самым крупнобюджетным фильмом в истории европейского кино: до него самым дорогим фильмом Европы был «Метрополис» Фрица Ланга 1927 года.

🎨 Анненков с Офюльсом еще не знали, как работать с цветом. Сначала Анненков пытался работать с цветом так же, как и в живописи, но оказалось, что цвет в кино и в картинах — это разные вещи. При этом в фильме использованы и новаторские приемы работы с цветом: красная, зеленая или синяя с блестками подсветка в павильонных сценах.

Разбор первой сцены из фильма

Кадр из фильма «Лола Монтес»

Фильм «Лола Монтес» рекламировали как «откровенную и шокирующую историю» о похождениях одинокой женщины. Зрители ожидали эротических намеков и мелодраматического сюжета. Ничего этого в фильме не оказалось — продюсеры пришли в ужас, а зрители ленту освистали. Разберемся, почему так вышло.

Новаторская повествовательная структура: фильм состоит из отдельных лоскутков, отдельных фрагментов биографии. Рассказ ведется без оглядки на хронологию, в нем много флэшбэков и флэшфорвардов. Это было слишком по-новому, зрители восприняли фильм как нецелостный.

Также Офюльс экспериментирует с формой кадра: по ходу фильма меняется соотношение сторон. Простой зритель этого не принял и не понял.

💰 Эксперимент был еще и дорогой: продюсеры фильма попытались его спасти и перемонтировали все по хронологии, к тому же вырезали 20 минут, при этом фильм более ясным не стал.

👏 Но молодые интеллектуалы фильм приняли: его оценили ребята из французского журнала «Кайе дю синема», особенным поклонником этого фильма был Франсуа Трюффо. Он объяснял провал «Лолы Монтес» тем, что «зрителей не приучили смотреть действительно оригинальные и поэтичные фильмы, даже лучшие французские картины спешат угодить, польстить, понравиться публике».

⭐️ Один из самых авторитетных критиков того времени, Эндрю Саррис, провозгласил ленту величайшим фильмом в истории кинематографа.

👀 В 21 уже веке ленту отреставрировали. Утраченный хронометраж, те самые пропавшие 20 минут, нашли французская синематека в сотрудничестве с Марселем Офюльсом, сыном режиссера. Всемирная премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2008 году — именно тогда зрители смогли наконец увидеть фильм в том виде, в каком его задумал Макс Офюльс.

Журнал Time Out пишет 👇

🗣 «Более роскошных стилистических росчерков представить себе невозможно, текучесть композиционных решений не имеет себе равных, порхание камеры стирает грань между движением и чувством — как будто режиссёр использует её в качестве кисти».

«Коммерсант» пишет о фильме 👇

🗣 «Трагический балаган, который никакому Феллини и не снился. Цирк разрастается до масштабов мира, стены исчезают. Немыслимая, наглая, безграничная свобода сюжетосложения».

Главная актриса фильма: Мартин Кароль

Мартин Кароль

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;