Макс Офюльс
«Письмо незнакомки»: романтичная Европа
«Письмо незнакомки» признано исторически значимым в США. Выясним, чем этот фильм отличается от других экранизаций и как его признали шедевром.
Почему стоит посмотреть «Письмо незнакомки»
Романтическая мелодрама «Письмо незнакомки» была поставлена в 1948 году на американской киностудии «Рампарт». Это экранизация одноименной новеллы Стефана Цвейга.
🎥 Аннотация. 1900 год. Дождливой венской ночью успешный пианист Штефан Бранд возвращается домой, чтобы собрать вещи и покинуть город. Слуга вручает Штефану письмо, которое принесли накануне. Перед глазами героя проходит жизнь женщины, с которой он встретился мимоходом всего только несколько раз, много лет назад. Женщины, которая любила его до последнего дня ее жизни, а он об этом и не знал.
⭐️ Фильм был внесен в Национальный реестр фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса США как имеющий культурно-историческое и эстетическое значение. Когда он вышел, отзывы были смешанными, но теперь картина признана безусловным шедевром.
🎭 В этой картине снялась Джоан Фонтейн, которую мы знаем благодаря Хичкоку. Расцвет ее творчества приходится на 40-е годы: она сыграла у Хичкока в фильмах «Ребекка» и «Подозрение» и даже получила Оскар. Вторая ведущая роль у Луи Журдана. Он снова в любимом амплуа романтического молодого любовника и красавца, как и в фильмах «Лебедь» Грейса Келли, и в картине «Жижеи» Винсенте Миннелли. Но у Офюльса он превзошел собственные возможности — роль получилась запоминающейся.
🔄 Критик Михаил Трофименков отмечает закольцованность композиции фильма — в начале герой собирается уехать, в конце — уезжает, круг одной ночи замыкается. Он же выделяет мотив колец: камера вращается вокруг персонажей, даже лестница в подъезде спиралевидная.
🗣 «Пожалуй, это самый неголливудский фильм, когда-либо снятый в Голливуде. В интерпретации Офюльса это сон, погружение в навсегда ушедшую Европу пансионов, военных городков, парков аттракционов. Несчастные герои, несчастный континент. Камера кружит по лестничным маршам, ныряет в сумрак венских улиц, нежно и сочувственно всматривается в лица героев, даже ничтожного Бранда, достойного жалости хотя бы потому, что он тоже часть той, сгинувшей Европы».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разбор сцены из фильма «Письмо незнакомки»
📖 «Письмо незнакомки» — это экранизация произведения австрийского писателя Стефана Цвейга. Давайте разберем идею произведения и то, насколько книга и фильм близки.
✍️ Стефана Цвейга неоднократно экранизировали. С его текстам работал, например, Росселини, а наш современник Уэс Андерсон обращается к Цвейгу в фильме «Отель Гранд Будапешт». Уэс экранизирует не конкретное произведение, но отсылает к мироощущению Цвейга — за это он даже благодарит его в титрах.
❤️ Мироощущения Офюльса и Цвейга тоже близки: их роднит любовь к прекрасной эпохе. «Прекрасной эпохой» условно называют Европу конца 19-го и начала 20-го века. Офюльс и Цвейг похожи на осколки этой эпохи, закончившейся с началом Первой мировой войны. Они переполнены ностальгией, мелодраматизмом, чувственностью, сентиментальностью и тонко передают женский взгляд на мир.
🕰 Книга и фильм «Письмо незнакомки» противопоставляют ужасы войны в Европе уютному идиллическому существованию европейских столиц в прекрасную эпоху. Фильм бережно относятся к тексту Цвейга, но в них есть несколько расхождений.
Чем они отличаются 🔻
🔹 Имена героев в новелле не называются. Главный герой в литературном произведении обозначен просто как «R», а в фильме это некий Стефан Бранд, героиню он назвал Лизой. Это сделано для удобства — так герои могут обращаться друг к другу. Кроме того, у Офюльса возникла странная традиция: он всем своим героиням давал имя на букву «Л». Почему так — не известно, но это дань традиции.
🔹 В новелле R писатель, а в фильме Стефан Бранд — композитор. Это сделано из практических соображений: визуально показывать работу композитора гораздо интереснее, чем работу писателя.
🎥 Мы еще много будем говорить о работе оператора — в этом смысле Офюльс настоящий новатор. Подумайте, какие кадры привлекли ваше внимание больше всего?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день