angle-down facebook instagram vkontakte warning

Макс Офюльс

Как снимал Офюльс: режиссерский стиль

Офюльс сделал камеру парящей — она в легком и плавном движении. Этот прием долгих планов потом появился и в фильмах Французской Новой волны.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Обсудим общие черты кинематографа Макса Офюльса.

🕊 Камера находится в движении, но ее движения плавные и легкие. Возникает ощущение, что она парит, летает, кружится вокруг героев. Его лучшие помощники в этом — тележка, которая ездила по рельсам, и кран, позволяющий совершать еще более сложные движения. Например, можно с помощью крана можно перейти от крупного плана сразу на общий или показать мир с высоты птичьего полета.

🎥 Офюльс любит очень долгие планы — за это его ценили режиссеры Новой волны: один из основоположников течения Андре Базен говорил, что долгие планы «наше все», а Офюльс был одним из первопроходцев в мастерстве долгого плана. Потом ими вдохновлялся и Пол Томас Андерсон.

💪🏼 Режиссер ставил перед операторами немыслимые задачи, большинство говорили, что это невозможно. Но Офюльс нашел соратника — любимый оператор Кристиан Матра умел делать невозможное.

🎥 Посмотрите, как у Офюльса движется камера, и запомните эти моменты. Для понимания творчества режиссера важно зафиксировать эти невероятные операторские кульбиты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что еще отличает Офюльса от других режиссеров 🔻

☁️ Ощущение легкости. Мы говорили о том, что Офюльс добивается ощущения парящей камеры. Он делает это, чтобы создать легковестность, характерную романтичному, мелодраматическому настрою его фильмов. Как легко творят мастера, вдохновляющие Офюльса — легко пишет Цвейг, легко пишет Мопассан, легко звучит Моцарт — так же легко, воздушно и ажурно творит сам Офюльс.

Внимание к художественности, эстетичность. Офюльс любит зеркала, сверкающие и сияющее поверхности, роскошные интерьеры. Уделяет огромное внимание декорациям.

💃🏻 Любовь к костюмным фильмам. Во многих работах Офюльса действие происходит в XIX веке или начале XX века. Во французский период творчества его постоянным соавтором был выдающийся художник Юрий Анненков: вместе они скрупулезно прорабатывали каждую деталь. Об Анненкове мы еще поговорим.

👩🏼‍🦰 Главные герои большинства его фильмов — это женщины, именно их глазами он показывает мир. Как мы уже говорили, Офюльс всегда называет своих героинь именами на Л — Лиза, Лола, Лусия, Луиза, Леонора.

Расскажем о художнике Юрии Анненкове, который работал с Максом Офюльсом 🔻

🖼 Юрий Анненков — живописец, график, художник театра и кино, писатель. Он был членом «Мира искусства», брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона, был первым оформителем издания поэмы Блока «Двенадцать».

🟥Он покинул СССР. В 1924 году году для участия в 14 Международной художественной выставке он выезжает в Венецию и больше в Советский Союз не возвращается — остается французским художником.

⭐️ И стал известным художником. Сегодня его картины хранятся в Национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде и Музее современного искусства в Нью-Йорке.

🎥 После 1934 года Анненков увлекается кинематографом, оформляет декорации и костюмы в более чем 50 фильмах, среди которых «Черная магия» Орсона Уэллса, «Майерлинг» Анатолия Литвака, «Тарас Бульба» Алексея Грановского, «Вечное возвращение» Жанна Де Лануа. В 1955 году за работу с Офюльсом он получает свою единственную номинацию на «Оскар» за костюмы к фильму «Мадам де».

👗 Для Офюльса костюмы и декорации были чрезвычайно важны. Редко какой режиссер находит постоянного художника для всех своих фильмов, но Офюльс в Анненкове нашел равноправного соратника. Это союз двух больших художников: вместе они сделали картины «Карусель», «Наслаждение», «Мадам де..» и «Лола Монтес».

🤝 Офюльс и Анненков дружили и общались за пределами работы, а в память о друге Анненков написал книгу «Макс Офюльс» с подробностями жизни режиссера и множеством историй.

Юрий Анненков

1. Автопортрет, 1919
2. Эскиз костюма к фильму «Лола Монтес». Оскар Вернер, 1955
3. Эскиз костюма к фильму «Лола Монтес». Джеймс, 1955
4. Эскиз цирка к фильму «Лола Монтес»
5. Эскизы костюмов к фильму «Мадам де», иллюстрация из книги «Макс Офюльс»
6. Эскизы костюмов к фильму «Карусель», иллюстрация из книги «Макс Офюльс»

☝️ Это был вольный пересказ, а теперь оригинал на английском.

A shot that does not call for tracks
Is agony for poor old Max,
Who, separated from his dolly,
Is wrapped in deepest melancholy.
Once, when they took away his crane,
I thought he’d never smile again.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;