angle-down facebook instagram vkontakte warning

Микеланджело

Архитектурные проекты: Капелла Медичи, Собор Святого Петра и другие

Микеланджело был выдающимся архитектором, и вершиной его мастерства стал Собор святого Петра в Ватикане. Разбираемся, что уникального было в его постройках.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Микеланджело

1-2. Капелла Медичи (Новая Сакристия), Флоренция, Италия, 1520–1535
3-4. Надгробие Джулиано Медичи, 1524–1531
5-6. Надгробие Лоренцо Медичи, 1524–1531

Поговорим об архитектурных проектах Микеланджело. И начнем с Капеллы Медичи — памятника не только искусства Возрождения, но и сложных взаимоотношений художника с влиятельнейшей семьей Италии.

⛪️ В 1514 году папа Лев X заказал Микеланджело новый фасад для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции — семейного храма Медичи. Микеланджело взялся за работу, потратил много сил и времени на подготовку, но денег на воплощение проекта не хватило.

🙏 После смерти Льва X кардинал Джулио Медичи хотел сохранить хорошие отношения своей семьи с Микеланджело — и заказал ему часовню в той же церкви. Художник предложил создать надгробие герцога Немурского Джулиано Медичи и герцога Урбинского Лоренцо Медичи.

🔝 Получившийся архитектурно-скульптурный ансамбль стал одним из высочайших достижений не только в творчестве Микеланджело, но и во всем искусстве Возрождения. На одной стене — фигура Лоренцо, на другой — Джулиано. У их ног саркофаги с символами быстротекущего времени: Утро и Вечер у Лоренцо, Ночь и День — у Джулиано.

👥 Оба изображения не имеют портретного сходства, что идет вразрез с традицией. Вместо этого Микеланджело подчеркивает усталость и меланхолию в лице Джулиано и тяжелое раздумье, озабоченность у Лоренцо.

🔜 В общей композиции нет умиротворения — фигуры будто скатываются с надгробий, тела напряжены. Изображения братьев стиснуты тесным пространством ниш и пилястрами. В этой динамике — предчувствие новой эпохи в искусстве: Ренессанс подходит к концу, ему на смену придут маньеризм, классицизм и барокко.

🔥 В 1527 году сторонники республики изгнали Медичи из Флоренции — и Микеланджело поддержал восставших. Он помогал строить фортификационные сооружения, защищая город от осады. Но Медичи удалось вернуть власть, и Микеланджело заставили продолжить работу над капеллой. Однако в 1530-е тот переехал в Рим, и завершали работу по проектам Микеланджело, но без его участия.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О скульптурном убранстве капеллы Медичи во Флоренции

Микеланджело

1. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия, 1524–1526
2. Интерьер читального зала библиотеки Лауренциана
3-4. Лестница библиотеки Лауренциана

Параллельно с капеллой Медичи Микеланджело работал над библиотекой Лауренциана — тоже по заказу этой могущественной семьи.

📜 Библиотека названа по имени Лоренцо I Медичи. Он собрал большую коллекцию манускриптов, заметно расширив собрание своего деда Козимо Медичи Старшего.

🧱 Постройку библиотеки Микеланджело в 1524 году заказал Джулиано Медичи — только он уже год как был папой Климентом VII. Библиотеку решили разместить на втором этаже одной из построек внутреннего дворика церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

✍️ Микеланджело спроектировал вестибюль и читальный зал. Их возвели за два года — затем отделкой библиотеки тридцать лет занимались по его эскизам другие мастера.

📚 Библиотеку закончили только в 1559 году, когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы — первый вариант лестницы он начал еще во Флоренции, но не успел доделать.

🌋 Эта лестница — главная достопримечательность библиотеки. Она напоминает поток лавы, вытекающий из дверей, и будто не умещается в вестибюле: сама лестница широковата, а элементы в углах сталкиваются, будто здание «сжали». В этой неустойчивой динамике уже видно будущее барокко, а в избыточности и пафосе — маньеризм.

1-3. Собор святого Петра, Ватикан, Рим, Италия, 1506–1626
4-6. Купол собора святого Петра, 16 в.

Завершим архитектурную часть Микеланджело самым его значительным произведением позднего периода — Собором Святого Петра в Риме.

⛪️ Папа Юлий II поручил построить новый храм на месте старой базилики Св. Петра. К работе привлекли крупнейших архитекторов. В 1506 году Браманте предложил план в форме греческого креста с равными сторонами. После этого проектированием занимались Рафаэль, Перуцци и Антонио да Сангалло — каждый предлагал свое.

📐 В 1546 году постройкой занялся Микеланджело. У него были непростые отношения с Браманте, но Микеланджело ценил его дарование и считал, что отказ от центрально-купольного плана — это «отступление от истины». Он вернулся к проекту Браманте, добавив многоколонный входной портик с восточной стороны. Внутри ему удалось добиться большей ясности и простоты пространства, подчиняя все детали основной форме равноконечного креста.

⚪️ Одна из самых узнаваемых деталей Собора Святого Петра — его купол. Микеланджело вдохновлялся куполом Санта Мария дель Фьоре. При этом купол Собора Св. Петра оказался внушительнее и ближе к форме круга благодаря 16-реберному барабану против восьми ребер у флорентийскго собора. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между ними.

🏗 Постройка храма продолжилась и после смерти Микеланджело. Купол достраивал Джакомо делла Порта, придав ему более вытянутые очертания. Собор достраивали до начала 17 века.

👤 Микеланджело не учился архитектуре специально и подходил к ней как скульптор. По его мнению, «архитектурные члены зависят от членов тела. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь». В архитектуре Микеланджело ценил прежде всего массу, пронизанную движением и единым ритмом, органическую форму, вылепленную или изваянную, оживающую под лучами яркого южного солнца.

За этот урок мы достаточно узнали о жизни и творчестве Микеланджело, чтобы попробовать свои силы в тренажере.

Кажется ли вам, что работы мастера легко узнаваемы? На что вы обращаете внимание в первую очередь?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;