Микеланджело
Гробница папы Юлия II: история создания
Гробница Юлия II — скульптурный шедевр. В первом проекте было 40 фигур, не все вошли в финальный вариант, но все равно стали знаменитыми. Рассмотрим гробницу и ключевую фигуру на ней — статую Моисея.
В прошлой части мы предложили вам сравнить три статуи Давида, созданные Донателло, Микеланджело и Бернини.
Теперь пришло время сказать, на что стоит обратить внимание в этих работах 👇
👦 Донателло. Перед нами тонкий, изнеженный юноша в шляпке, с кокетливо изогнутым бедром. Откуда у него силы, чтобы победить огромного великана? Для него это возможно только чудом, с божьей помощью!
💪 Микеланджело. Мы видим прежде всего силу духа, которая сконцентрирована в идеальном теле. Давиду нужно собраться, перебороть свой страх и сделать то, на что он способен.
✊ Бернини. Безграничная вера в прекрасного человека уже прошла, Давид — это крестьянин с грубоватым лицом. В нем нет никакого благородства, спокойствия и изнеженности — только сила, мощь и даже злость. Динамичная поза Давида — яркая черта эпохи барокко.
Микеланджело
1-2. Гробница папы Юлия II, 1505–1545
3. Моисей, гробница папы Юлия II, 1505–1545
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В этой части мы поговорим о гробнице папы Юлия II — одном из шедевров Микеланджело. С момента первого контракта до завершения работы прошло 40 лет.
📜 В 1505 году Юлий II попросил Микеланджело вернуться в Рим из Флоренции. Папа заказал мастеру собственный мавзолей — колоссальный памятник из 40 фигур. Микеланджело несколько месяцев провел в горах Каррары, лично руководя добычей мрамора. Когда он вернулся, выяснилось, что папа передумал: посчитал постройку гробницы дурной приметой, к тому же его внимание переключилось на строительство Собора Святого Петра.
⏳ В 1513 году Юлий II умер, и его наследники снова обратились к Микеланджело. По второму проекту мастер создал мраморные фигуры Моисея, Восставшего и Умирающего рабов. Но на этом эпопея не закончилась: всего было подписано шесть контрактов на шесть разных проектов.
🙏 В финальном варианте, законченном в 1545 году, было два яруса. Только нижний ярус отчасти напоминал второй проект, но претерпел значительные изменения. В нишах вместо фигур рабов установлены фигуры Рахили и Лии — а также фигуры Мадонны и папы, исполненные не самим мастером, а его учениками.
🐚 Верхний ярус решен как архитектурное завершение, декорированное пилястрами. Мощные волюты на постаментах своими массивными динамичными формами предвосхитили стиль барокко, утвердившийся в европейском искусстве 17 века.
✍️ Главный шедевр — фигура Моисея. Она произвела огромное впечатление на Василия Сурикова: «Тут я поверил в моготу формы, что она может со зрителем делать. Я за колорит все готов простить, но тут он мне показался ничтожеством... Ведь эти руки, жилы с кровью переданы с полнейшей свободой резца, нигде недомолвки нет» (Из письма Василия Сурикова его учителю, Павлу Чистякову).
Микеланджело
1. Скованный раб, 1513–1515
2. Умирающий раб, 1513–1515
3. Юный раб, 1520–1523
4. Бородатый раб, 1536
5. Пробуждающийся раб, 1536
6. Раб (Атлас), 1530–1536
Мы уже упоминали, что во время работы над надгробием папы Юлия II Микеланджело создал статуи «Скованный раб» и «Умирающий раб». Они не вошли в окончательное решение надгробия, но все равно стали одними из известных шедевров мастера.
👑 Скульптуры созданы в период с 1513 по 1519 годы. В 1546 году Микеланджело подарил их флорентийцу Роберто Строцци, а тот — французскому королю Франциску I. Обе статуи вошли в коллекцию Лувра.
⛓ В «Скованном рабе» выражено стремление к свободе: все тело напряжено в сложном движении, в лице решимость. Не зря современники называли статую «Восставшим рабом».
⌛️ «Умирающий раб» — символ смирения перед неизбежностью: сопротивление не удалось, и остается только погрузиться в забытье, переходящее в вечный сон.
👥 Позже Микеланджело работал еще над четырьмя «Рабами» — вероятно, тоже для гробницы папы Юлия II. В незаконченных статуях тоже ясно прослеживается тема борьбы человека. Теперь они находятся в музее Академии во Флоренции.
1. Микеланджело. Гробница папы Юлия II, фрагмент, 1505–1545
2. Эльфрик Грамматик. Изложение Шестикнижия, Кентербери, Великобритания, вторая четверть 11 в.
3. Якоб де Терамо. Гравюра на дереве из книги «Buche Belial», 1473
4. Часослов семьи Спинола, Нидерланды, ок. 1510–1520
5. Марк Шагал. Моисей получается скрижали завета, 1966
Возникает вопрос, почему Моисей на усыпальнице Юлия II изображен со странными отростками на голове, напоминающими рога: что Микеланджело имел в виду?
Отвечаем 👇
🙀 Это действительно рога! Вероятнее всего, они появились из-за неверного перевода. Микеланджело читал Вульгату — перевод Библии на латынь с греческого. А греческая версия Библии Септуагинта сама была переводом с Танаха, написанного на древнееврейском.
⛰ Спорной является сцена, когда Моисей спускается с горы Синай с десятью заповедями. В Библии написано, что «стало лучами сиять лицо его». Здесь и закралась ошибка.
✡️ В древнееврейском нет гласных, поэтому слова qeren — «луч» и qaran — «сиять» записываются qrn: так же, как и qeren — «рог».
🎨 Микеланджело был такой не один. Моисея с рогами изображали еще в 11 веке, потому что так было написано в Библии. А вот почему переводчики выбрали такой неочевидный вариант, вопрос уже для конспирологов.
1. Микеланджело. Святой Матфей, 1506
2. Микеланджело. Эскиз к Святому Матфею, 1503
3. Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья, 50 до н.э.
Завершим часть рассказом о Святом Матфее — неоконченной работе Микеланджело, о смысле которой гадают до сих пор.
💰 В 1503 году шерстяной цех во Флоренции заказал Микеланджело статуи 12 апостолов для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Мастер успел начать работу только над статуей Матфея, прежде чем его вызвали в Рим, и контракт остался невыполненным.
📖 Возможно, Микеланджело начал с Матфея, потому что тот известен как автор первого Евангелия. В заготовке Матфей будто энергично вырывается из куска мрамора. Считается, что так показано его стремление к Богу.
✍️ Есть эскиз, который считается наброском статуи Матфея, датированный 1503 годом. Однако фигура апостола в получившейся скульптуре больше напоминает Лаокоона, статую которого обнаружили только в 1506 году. Микеланджело присутствовал при раскопках и мог вдохновиться классическим греческим образцом.
🐍 Интересно, что по сюжету Лаокоон наоборот борется с богами. Вероятно, Микеланджело, который, по некоторым версиям, не считал христианство единственной религией, хотел выразить в Матфее не поиск веры, а какую-то другую идею.
1. Микеланджело. Святой Матфей, 1506
2. Огюст Роден. Психея, 1886
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день