angle-down facebook instagram vkontakte warning

Микеланджело

Роспись Сикстинской капеллы и фреска «Страшный суд»

Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы: ему принадлежат такие шедевры, как «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Обсудим идеи и сюжеты фресок.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1473–1481
2-5. Росписи Сикстинской капеллы, конец 15 в.
6-9. Примеры реставрации Сикстинской капеллы

Обратимся к росписи потолка Сикстинской капеллы — живописному шедевру Микеланджело, который забрал у него много сил, нервов и четыре года жизни.

⛪️ Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ее построили по заказу папы римского Сикста IV с крепкими стенами — чтобы защищать кардиналов во время собраний. Конклавы для выборов нового папы проводятся там до сих пор. Стены капеллы расписаны в конце 15 века флорентийскими и умбрийскими мастерами — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.

👨‍🎨 Для росписи потолка Микеланджело пригласил уже папа Юлий II в 1508 году. Сначала тот отказался, считая себя скульптором, а не живописцем — но в итоге взялся.

Роспись заняла четыре года. За это время Микеланджело покрыл фресками 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров в положении лежа. Фрески сложно переделывать, их сразу надо делать «начисто» — мастер в совершенстве освоил эту технику.

🎨 Микеланджело должен был заполнить росписями не только среднюю часть пологого свода, но и разные по размерам и площади плоскости: паруса по углам капеллы и между окон, распалубки, полукруглые арки над окнами и так далее. Все это художник сумел объединить сложной нарисованной архитектурной системой.

Роспись капеллы неоднократно реставрировали. Последняя реставрация 1994 года вызвала вопросы у специалистов: изображения стали ярче, но вместе с грязью оказались смыты штрихи углем поверх фресок, сделанные самим Микеланджело: они придавали им рельеф и выразительность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1-2. Микеланджело. Росписи свода Сикстинской капеллы, 1508–1512
3. Схема росписи свода Сикстинской капеллы

Система росписи свода капеллы созревала в ходе подготовительной работы. У Микеланджело было свое видение, которое менялось в ходе работы над росписью: композиция стала более сложной.

👥 Первоначально Микеланджело хотел разместить в нишах между распалубками изображения двенадцати апостолов, а все остальные плоскости покрыть орнаментом — к этой схеме часто прибегали создатели монументальных росписей в эпоху Возрождения, в том числе и Рафаэль. Но начав работу, Микеланджело изменил этот план.

📖 В центре композиции — девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя. Сцены разделены написанными карнизами и тягами, которые выглядят объемно, как настоящие.

📏 Под карнизом — пророки и сивиллы, каждая фигура около трех метров. В арках над окнами — эпизоды из Библии и предки Христа, показанные простыми людьми, которые занимаются повседневными делами.

Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы, 1508–1512

1. Отделение света от тьмы
2. Отделение суши от вод
3. Создание небесных светил
4. Сотворение Адама
5. Сотворение Евы
6. Грехопадение и Изгнание из Рая
7. Жертвоприношение Ноя
8. Всемирный потоп
9. Опьянение Ноя
10. Микеланджело. Страшный суд. 1537–1541

Перед нами центральная часть композиции в росписи потолка Сикстинской капеллы: сцены на темы создания Небес и Земли, Адама и Евы и Истории Ноя.

🎨 В каждой теме по три сцены, построенные по канонам средневекового триптиха: главное событие в центре, а сцены на боковых панелях дополняют рассказ. В некоторых сценах персонажи изображены дважды, совершая разные действия.

Присмотримся к ним повнимательнее 👇

🌏 Создание Небес и Земли. Микеланджело изобразил первые три дня сотворения мира, описанные в Библии: создание света и отделение света от тьмы, отделение суши от вод, создание Земли с растительностью и небесных светил.

👈 Адам и Ева. Сотворение Адама — одно из самых известных изображений в искусстве. Существует множество трактовок этой фрески: гимн человеку, силе, творению божьему, все пронизано верой в божественную силу. Здесь особенно сильно воплощается пластическое начало в живописи Микеланджело-скульптора. В центре композиции — сотворение Евы из ребра Адама, а третья фреска изображает Грехопадение и Изгнание из Рая.

🌊 История Ноя. В центре показана сама сцена Потопа. По краям от нее — жертвоприношение, которое сделала семья Ноя после спасения, а также сцена опьянения Ноя — в ней работающий Ной также показан на заднем плане.

🔥 Еще одна крупная живописная работа Микеланджело тоже связана с Сикстинской капеллой. Это сцена Страшного суда, написанная через 25 лет после создания потолочных фресок. Но об этом мы поговорим позже.

О росписи свода Сикстинской капеллы

1. Микеланджело. Пророк Захария, 1508–1512
2. Рафаэль. Портрет папы Юлия II, 1511
3. Герб семейства делла Ровере
4-5. Микеланджело. Сонет, перевод А. Эфроса

1, 2. Микеланджело. Страшный суд, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1537–1541
3. Папский церемонемейстер Бьяджо да Чезена в образе Миноса с ослиными ушами
4, 5. Подготовительные рисунки к фреске

Теперь поговорим о фреске «Страшный суд».

👨‍🎨 В 1535 году папа Павел III назначил Микеланджело художником, скульптором и архитектором Ватиканского дворца. Ему поручили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Темой стали Второе пришествие Христа и Страшный суд. Работа заняла четыре года — с 1537 по 1541.

🎨 Фреска занимает всю стену. Это сложная композиция, ритмически объединяющая множество групп и фигур. Пространство фрески неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, создавая эффект масштабности, монументальности изображения.

👥 Многие персонажи сильно индивидуализированы. В образе Варфоломея узнается известный литератор и памфлетист того времени Пьетро Аретино, отношения с которым у Микеланджело были сложными. На коже, которую держит в руках Варфоломей, Микеланджело написал автопортрет в виде трагической маски. Среди грешников находили портретные сходства с папами Николаем III, Павлом III и Климентом VII.

🔥 В нижней части фрески, под фигурами трубящих ангелов, показан ад. Как ни странно, изображение адской тверди вносит ощущение относительной устойчивости в общее решение фрески. Мы видим адскую реку и Харона — перевозчика душ грешников. Это мотив, навеянный «Божественной комедией» Данте. Здесь также изображена масса персонажей с остро характерными, почти портретными чертами. В отталкивающем образе Миноса, судьи с ослиными ушами, современники Микеланджело замечали сходство с папским церемонемейстер Бьяджо да Чезена.

🤬 Вазари рассказывал, что Бьяджо да Чезен критиковал фреску за излишнюю откровенность: «Полное бесстыдство... сколько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы». Когда Микеланджело изобразил критика среди обитателей ада, тот обратился к папе с просьбой повлиять на ситуацию. Якобы Павел III ответил Бьяджо: «Я могу решать божественные вопросы на земле, но в аду я ничего не могу сделать».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;