angle-down facebook instagram vkontakte warning

Хаяо Миядзаки

Как Миядзаки стал аниматором

Не снимать кино, а рисовать его — Миядзаки влюблял мир в анимацию. Разберемся, как новый жанр встал рядом с полнометражными фильмами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Список фильмов в уроке

✔️«Мой сосед Тоторо»
✔️«Унесенные призраками»
✔️«Принцесса Мононоке»

Задание под звездочкой для тех, кто смотрит много:

⭐️«Порко Россо»
⭐️«Навсикая из долины ветров»
⭐️«Ведьмина служба доставки»
⭐️«Ветер крепчает»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Молодой Хаяо Миядзаки

Разговор о режиссере как обычно начинаем с фактов биографии, которые повлияли на творчество 👇

☮️ Хаяо Миядзаки родился в 1941 году: Вторая мировая война, ночные авианалеты, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Это то, что сделает из режиссера пацифиста. «Мир во всем мире» — мотив его работ.

✈️ Отец Миядзаки был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает — летательные аппараты присутствуют во всех его аниме, и их образ всегда романтизирован.

🦠В 1947 году серьезно заболела мама режиссера. Долгая болезнь матери — часть сюжета «Тоторо».

Несмотря на болезненные события, творчество для Миядзаки — это не часть терапии.

«Я не верю, что я травмированный человек, который делает свои переживания основной темой фильмов или манги. Если вы спросите меня, можно ли залечить эти раны, — нет, их нужно пережить. Исцеления не существует».

👉 Дальше узнаем, как Миядзаки пришел к анимации.

✍🏻 Все началось с манги: он рисовал и перерисовывал комиксы. Это было не слишком модно среди его сверстников, но Хаяо считал, что «любой человек, не способный оценить потенциал манги, — сам идиот».

👶🏻 Рисованию способствует японское начальное художественное образование, которое считается более совершенным, чем западное: дети там осваивают сложные техники в гораздо более раннем возрасте, чем в Европе или Америке.

🎬 Хаяо устраивается работать в студию Toei Animation аниматором. Вот как Миядзаки воспоминал об этом:

«На самом деле, мне совсем не нравилась моя работа. Каждый день я чувствовал себя не в своей тарелке — я не понимал работы, которые мы производили, а также идеи, над которыми мы трудились».

😍 Поворотный момент: Миядзаки смотрит «Снежную королеву» Льва Атаманова, влюбляется в этот мультфильм и понимает, что не бросит работу аниматора.

Интересно, что Миядзаки принимает участие в мультфильмах, выходивших в советский прокат: «Кот в сапогах» и «Летучий голландец».

🤝 В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, об их союзе мы еще будем говорить.

🤟🏻 Миядзаки меняет несколько студий и в 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки открывает анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому.

Кадры из мультфильма Льва Атаманова «Снежная королева», 1957

Персонаж в стиле аниме

Аниме — это японская анимация. Как понять, что вы смотрите аниме?

👀 Неестественно большие глаза и их детальная прорисовка, при этом нос и рот — простые закорючки.

😑 Карикатурная и ограниченная мимика персонажей.

🥶 Странные проявления эмоций: герой может стать черно-белым, если расстроится, или превратиться в котенка, если с ним произошло что-то милое. Если герой зол — он рычит, если думает — на лбу выступают капельки пота.

🏞 Статичные фоны: в классическом аниме задний план нарисован дешево и сердито. Миядзаки — один из первых, кто стал прорабатывать фон и делать более сложное воспроизведение движений персонажей.

☄️ Часто аниме создают в жанре боевика и антиутопии, в центре сюжета — техника и техногенные катастрофы, хотя жанровое разнообразие огромно.

Кадры из популярных аниме

Есть даже только анимешные жанры. Несколько примеров 👇

🤖 Жанр «меха»: здесь сражаются роботы или люди, заключённые в костюмы «роботов-машин».

😼 Жанр «добуцо»: аниме о человекоподобных пушистых существах — «нэко», «кицунэ», «усаги» (из семейства кошачьих, лисьих, заячьих).

🦸‍♂️ Жанр «сентай»: японская версия американских супергероев.

Персонажи аниме

Аниме четко разделяется по возрасту целевой аудитории 👇

Кодомо: дети 6–10 лет (сюжеты для малышей).

Сёдзе: аниме для девочек-подростков, где много романтики.

Сёнен: для мальчиков-подростков, где много экшена, соперничества и юмора.

Дзесей: аниме для молодых женщин о семейных отношениях.

Хентай: анимация «для взрослых», которая содержит сцены эротического, а часто откровенно порнографического характера.

Мир аниме бесконечно многообразен и очень популярен.

Манга

У аниме генетическая связь с мангой — японским комиксом. Миядзаки тоже рисует мангу и с этого начинал. Давайте разберемся, что это такое.

▪️ Термин «манга» впервые упоминается в 1814 году знаменитым графиком Хокусай Кацусика. Буквально термин означает «странные (или веселые) картинки».

▪️ После Второй мировой войны, когда Япония была оккупирована американскими войсками, японцы стали читать американские комиксы, и быстро адаптировали их под себя.

▪️ Потом знаменитый мангака (так называется тот, кто рисует мангу) Тэдзука Осаму сделал мангу флагманом японской поп-культуры.

▪️ До 1970-х годов японцы называли то, что мы сейчас считаем аниме, «манга-эйга», то есть «кино-комиксы».

Советуем прочитать статью американского аниме-критика и преподавателя истории анимации Чарльза Соломона о том, что значит для японцев аниме.

Тут и про хентай, и про то, как анимация стала ассоциироваться с бьющимися в конвульсиях детьми, на которых воздействовал 25 кадр, и про место Хаяо Миядзаки в мире аниме.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;