Хаяо Миядзаки
«Унесенные призраками»: феерия другого мира
От захватывающих путешествий до размышлений о потреблении: в «Унесенных призраками» серьезные темы соседствуют со сказкой. Узнаем, чем пленяет мультик.
Кадры из аниме «Унесенные призраками»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎉 «Унесенные призраками» — это настоящая феерия, в которую Миядзаки умещает сразу несколько важных для него идей.
👧🏼 Он хотел создать аниме для девочек, но не про любовь и романтику. Получилась история про преображающее путешествие. Вот что говорит Миядзаки:
🗣 Это не история, в которой герои взрослеют, а история, где под влиянием особых обстоятельств раскрывается что-то, что уже в них есть.
🌿 В «Унесенных призраками» снова звучит важная для режиссера экологическая тема. Вспомним эпизод с Богом Реки, которого принимают за Духа Помоек. Хаку также прежде был хранителем реки, но люди засыпали ее, чтобы построить поселок. Это критика глобализации, «бетона, который повсюду», потери баланса между природой и прогрессом.
🐽 Миядзаки критикует общество потребления. Из-за жадности родители Тихиро превращаются в свиней. По-европейски обставлена только комната ведьмы Юбабы, в то время как ее работники живут в традиционных японских минималистичных интерьерах. А сестра Дзениба (альтернативный положительный образ) живет в скромной избушке, где занимается ручным трудом — прядет, вяжет, сама готовит простую еду.
👩👦 Снова возникает тема разлуки ребенка с родителями, как и в «Тоторо»: это влияние личной истории Миядзаки.
👹 Создавая образы, Миядзаки опирается на синтоизм, объекты поклонения в котором — многочисленные божества — ками.
Часто японские боги не имеют формы. Для похода в баню им нужен облик, и Миядзаки его находит.
Безликий придуман Миядзаки с нуля.
Режиссеру хотелось «показать бога-бродягу, у которого нет дома и аналогов которого нет в японском фольклоре. Он символизирует современную Японию. Многим кажется, что деньги сделают их счастливыми. Но когда Каонаси дает людям золото, делает ли он их счастливыми?»
🎭 Единственное, что взято из фольклора — маска. Потеря лица в образе Каонаси означает потерю сущности, маска — это утаивание потери. Поэтому Безликий перенимает черты тех, с кем он разговаривает. Рядом с Тихиро он застенчив и добр, с другими работниками купальни он ведет себя как монстр.
Каонаси проявляется по-разному, ведь для синтоизма нехарактерно разделение божеств на добрых и злых.
🎬 Сказочный мир «Унесенных призраками» можно воспринимать как пародию на студию Гибли. Вот что говорит об этом Миядзаки:
🗣 «Лично я считаю, что я — Камадзи. Юбаба — это Судзуки, президент кинокомпании. Наша студия работает так же, как баня в фильме. Тихиро — молодой мультипликатор, пришедший на студию. Она видит, как Юбаба кричит и отдает всем приказы. А Камадзи вынужден очень усердно трудиться по приказу Юбаба. Он так завален работой, что ему не хватает рук и ног, чтобы выполнить задание. Тихиро должна стать полезной, если не хочет, чтобы Юбаба избавилась от нее».
Вселенные Миядзаки очень подробны и детально проработаны. Интерьеры обжитые, вещи появляются на экране не из формальных соображений — что-то в левом нижнем углу пустовато, — а там, где они нужны с точки зрения обитателей нарисованного мира. Благодаря этим мелочам можно даже изучать японский быт. Советуем эту статью: тут и про еду, и про машины, и про популярные японские магазины и, конечно, про духов.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день