Хаяо Миядзаки
«Мой сосед Тоторо»: причины культа
«Мой сосед Тоторо» появился в 1988 году и почти сразу стал культовым. Разберемся, почему его так полюбили.
Давайте поговорим об образе Тоторо. Кстати, именно он изображён на логотипе студии «Гибли»☝🏼
🐼 Прообраз Тоторо появляется в сценарии Миядзаки еще в 1972 году: сирота Мимико скучает, и вдруг в гости приходят большие панды — мохнатые, невозмутимые, похожие на Тоторо.
👀 В фильме имя Тоторо носят несколько существ:
О Тоторо — большой Тоторо,
Чу Тоторо — средний,
Чиби Тоторо — маленький.
🐾 Имя Тоторо — это то, как Мэй (героиня фильма) произносит слово «тороро». Так в японской культуре трансформировалось слово тролль.
🌿 Все Тоторо — духи леса, силы природы, в сложном взаимодействии с которыми оказывается человек. Появление Тоторо предполагает возможность возобновления отношений между человеком и природой.
♻️ Экологическая тема очень важна в творчестве Миядзаки, мы еще поговорим о ней.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПосмотрим на других персонажей этого фильма. 👇
👾 Но для начала запомним слово ёкаи — это существа из японской мифологии, монстры, божества, оборотни, духи. Создавая образы, Миядзаки часто берет ёкаи и придумывает им визуальное воплощение.
😼 Котобус. Микс бакэнэко, кошки-оборотня из японского фольклора, с улыбкой чеширского кота и автобусом (дань любви Миядзаки к технике).
⚫️ Сусуватари — блуждающая сажа, пыльные зайчики или чернушки. Они кочуют по фильмам Миядзаки, их же встретим в качестве работников бань Юбабы в в «Унесённых призраками».
Интересно, что миры фильмов Миядзаки стилистически похожи. Это как бы один мир с персонажами-родственниками.
🌅Природа как герой. В анимации Миядзаки природа — это тоже детально прорисованный персонаж со своим характером, не менее значимый, чем люди и сказочные существа.
1. Чернушки из аниме «Мой сосед Тоторо»
2. Чернушки в «Унесённых призраками»
3. Родственные им духи леса кодамо из аниме «Принцесса Мононоке»
Пейзажи из аниме «Мой сосед Тоторо»
👨👧 Тоторо можно рассматривать как плод воображения маленькой Мэй, которой нужен был хороший друг-защитник. Но сам Миядзаки настаивает на том, что по сюжету Тоторо существуют. На одной из первых афиш к фильму изображение Тоторо сопровождалось словами: «Это странное существо больше не обитает в Японии. Наверное».
Увидев плакат, Миядзаки пришел в ярость и настоял, чтобы текст изменили на «Это странное существо все еще обитает в Японии. Наверное».
✨ «Тоторо» — это компенсация детских страхов и потерь. Боль, которая преодолевается волшебством.
🔥 «Мой сосед Тоторо» — культовая картина. Поэтому, конечно, фанаты не обошлись без теории заговора. Студия «Гибли» и Миядзаки ее отрицают, но теории заговора — это всегда захватывающе! Поэтому делимся.
📙 В 2001 году вышла книга ученого Масаси Симидзу о Миядзаки. Симизду говорит, что вдохновением для фильма послужил классический фэнтезийный роман «Ночной поезд к звездам» Кэндзи Миядзавы, одного из любимых писателей Миядзаки.
👻 Это история двух мальчиков, которые путешествуют на поезде по галактике, а в конце оказывается, что один из них утонул еще до начала путешествия и все это время второго мальчика сопровождал его призрак.
☠️ Симидзу говорит, что действие в «Тоторо» происходит в мире смерти. Сам дом называют «домом с привидениями», а в ещё в фильме содержится несколько скрытых отсылок к смерти — матери, Мэй и даже Сацуки. Легенда превращает Тоторо из доброго, дружелюбного лесного духа в синигами, в буквальном смысле бога смерти.
Видите ли вы в фильме «Мой сосед Тоторо» только милый детский мультик или что-то более глубокое?
🎼 Обратите внимание на ритм этой сцены. Миядзаки мастерски работает с паузами и акцентами, организуя фильм по принципу музыкального произведения. Вот что он сам говорит👇🏼
🗣 «Сцена, где девочки ждут своего отца у автобусной остановки и встречают Тоторо, изначально должна была быть гораздо короче. Но после того, как мы начали работать над раскадровками, она становилась все длиннее. В конце концов, она вышла просто замечательной: таинственной, красивой и с объемным музыкальным сопровождением».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день