Модерн
Архитектура модерна: Антонио Гауди и Эктор Гимар
Архитектор модерна создает из здания цельное художественное произведение, в котором помещения как бы перетекают в друг друга, а декор органично дополняет впечатление. Убедимся на примерах.
Виктор Орта
1–5. Особняк Тасселя, Брюссель, Бельгия, 1892–1893
6–9. Особняк Сольве, Брюссель, Бельгия, 1898–1900
10. Народный дом, Брюссель, Бельгия, 1897 (снесен в 1950-е)
Обсудим архитектуру модерна. Для начала определимся, с чего она началась и в чем ее особенности.
🚂 Модерн стал реакцией на прогресс. Под напором индустриализации умирали ремесла и традиции. Художники обратились к природе, к прошлому, к доиндустриальной эпохе.
🏗 Архитектура больше всего заинтересована в новых технических решениях и материалах. При этом именно архитекторы модерна начали активно возрождать традиционные ремесла.
🎨 Архитектура и изобразительное искусство сближаются и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны все детали: форма лестничных перил, рисунок дверей и окон, предметы интерьера и декор стен.
🧱 Особенности архитектуры модерна
▪️ Обязательно учитывается функциональное назначение здания.
▪️ Строительные материалы: железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич, кованый металл.
▪️ Проект создается «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему объему и облику.
▪️ Архитектор проектирует все: от самого здания до решетки ограды, оконные рамы и переплеты, мебель и дверные ручки, светильники и камины. Все создается в едином стиле как цельное художественное произведение.
▪️ Внутреннее пространство целостное. Все помещения как бы плавно перетекают друг в друга, хотя входы всегда оформлены и декорированы.
▪️ Важнейший элемент — лестница. Это вертикальная ось, центр, вокруг которого развивается композиция здания.
🏠 Первый пример «настоящего» модерна — особняк Тасселя в Брюсселе. Это небольшая четырехэтажная постройка, втиснутая между соседними зданиями и выходящая на красную линию застройки торцовым фасадом. Архитектор — Виктор Орта.
✨ Виктор Орта отказался от ордерного решения. Первые этажи брюссельских домов обычно просматривались насквозь, там располагали служебные помещения. Орта использовал этот прием иначе. Вестибюль восьмигранной формы ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная на пол-этажа выше и огорожена тонкими металлическими колоннами. Лестница на второй этаж поражает изяществом изогнутых маршей.
🍃 Металл для Орта — живой, органичный материал. Он превращается то в травы, то в цветы, то в струи воды. На колоннах «растут» металлические, прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространства на зоны. Все это создает чудесный мир металла, стекла и света.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–2. Эктор Гимар. Вход в метро, Париж, Франция, 1898–1904
3. Эктор Гимар. Отель Гимар, Париж, Франция, 1909–1912
4. Антонио Гауди. Дворец Гуэль, Барселона, Испания, 1895–1900
5–6. Антонио Гауди. Парк Гуэль, Барселона, Испания, 1900–1914
7–8. Антонио Гауди. Церковь Санта Колома де Сервилье, Барселона, Испания, 1898–1914
9–10. Антони Гауди. Саграда Фамилия, 1882–по н.в.
Теперь перед нами два ярчайших архитектора-модерниста — Эктор Гимар и Антонио Гауди. На их примере хорошо видно, насколько модерн может быть разным — и сколько общего в подходе разных модернистов.
🇫🇷 Эктор Гимар (1867–1942) — французский архитектор. Он создал в архитектуре особый так называемый «стиль Гимара», или «стиль метро». Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций.
🚇 В 1898 году Гимар получил заказ на возведение трех станций парижского метрополитена. Особое внимание он уделил оформлению наземных павильонов. Гимар впервые использовал для фасадов цветочный декор, ранее встречавшийся лишь в интерьерах. Опорой для входа в метро служат темно-зеленые железные столбы под старую бронзу. Неожиданно возникающие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей.
🇪🇸 Антонио Гауди (1852–1926) — ярчайший представитель модерна в Испании, где он вообще не был особо массовым. Его творения максимально вписаны в окружающую среду, в них сочетаются и новые веяния, и интерес к местному, каталонскому варианту готики и мавританской архитектуре.
🚪 В 1880 году Гауди построил для своего покровителя Эусебио Гуэля особняк. Там уже используются свободно струящиеся украшения из железа — в чем-то Гауди опередил Орта и Гимара.
🌳 В 1890-х у Гауди сложился собственный уникальный стиль. Он построил в Барселоне прекрасный парк Гуэль — одно из любимых мест и местных, и туристов. Рядом — очень необычная церковь Санта Колома де Сервилье. Гауди сам спроектировал для нее витражи в виде цветов и мебель, напоминающую каких-то насекомых из дерева и металла.
🏗 Саграда Фамилия — «опус магнум» Гауди, главное его произведение, которое он строил всю жизнь (а испанцы продолжают до сих пор). Большая часть чертежей хранилась у Гауди в голове, и когда он погиб, было неясно, как строить дальше. Поэтому все фасады разные, построенные разными архитекторами. Но его узнаются безошибочно. Издали Саграда Фамилия похожа на готический собор, вблизи кажется остатками «кораллового рифа, воспоминанием о морской стихии, некогда царствовавшей здесь».
Об Антонио Гауди и «Саге о Форсайтах» Джона Голсуорси
1. Чарльз Ренни Макинтош. Школа искусств Глазго, Шотландия, 1897–1909
2. Отто Вагнер. Станция метро Карлплац, Вена, Австрия, 1890-е
3. Отто Вагнер. Церковь Ам-Штайнхоф, Хюттельдорф, Вена, Австрия, 1903–1907
4. Отто Вагнер. Майоликовый дом Отто Вагнера (Linke Wienzeile 40), Вена, Австрия, 1898–1899
5. Йозеф Мария Ольбрих. Здание выставочного павильона Венского сецессиона, Вена, Австрия, 1898
6–8. Луис Генри Салливан. Гаранти-билдинг, Буффало, США, 1890-е
9–10. Луис Генри Салливан. Гейдж-билдинг, Чикаго, США, 1890–1899
В завершение части обсудим еще три вариации модерна в архитектуре — из Шотландии, Австрии и США.
🏴 Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928) — шотландский дизайнер.Вместе с женой возглавлял объединение «Группа четырех». Сам спроектировал Художественную школу в Глазго. Ее относят к модерну, хотя перед нами не совсем привычный его вариант. У здания очень сдержанная отделка, но соблюден важный принцип «изнутри наружу», много вертикальных линий.
🇦🇹 «Венский сецессион» — творческое объединение молодых художников и архитекторов, которые устали от классики. Они ценили Макинтоша и ориентировались на предшественников — архитекторов английского «Движения искусств и ремесел».
▪️ Отто Вагнер (1841–1918) — представитель старого поколения Сецессиона. Украсил фасад скучного строения майоликовой плиткой еще за год до образования Сецессиона в 1897 году, фиксировал новые идеи. Спроектировал станцию подземки Карлплац в Вене, церковь Ам-Штайнхоф.
▪️ Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908) — ученик и ассистент Отто Вагнера. Создал проект и построил здание для выставок группы. Вдохновителем проекта стал Густав Климт. В результате виден контраст между орнаментом и структурой здания, будто здание само по себе, а элементы модерна — сами по себе.
🇺🇸 Луис Генри Салливан (1856–1924) — представитель чикагской архитектурной школы. США активно начали использовать стальные конструкции — стали технически возможны небоскребы. Салливан сделал целую серию удачных высоток, в которых вынес декор на фасад, украшая его растительным орнаментом.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день