angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модерн

Интерьер модерна: посуда, изделия из стекла и мебель

Интерьер модерна уникален синтезом искусства: на витражи наносили строчки из литературы, а мебель сочетала разные эстетики. Узнаем, с чем еще работали модернисты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Чарльз Макинтош. Зеркало туалетного столика, 1900-е
2. Чарльз Макинтош. Светильник, 1900-е
3. Арчибальд Нокс. Кувшин, 1902
4. Арчибальд Нокс. Сигаретница, 1903
Кристофер Дессер. Чайная посуда, 1870–1880-е
6–7. Жорж де Фёр. Светильники, 1900-е
8. Жорж де Фёр. Десертные приборы, 1900
9–10. Люсьен Гайар. Вазы, 1900-е

Давайте поговорим про детали интерьера, которые в эпоху модерна превратились в полноценные произведения искусства.

🍽 Посуду и столовые приборы стали делать не только из традиционного серебра, но и из бронзы, меди, жести, олова, сочетая их с эмалями, слоновой костью и деревом.

🏴󠁧󠁢󠁳󠁣󠁴󠁿 «Группа четырех» — уже знакомое нам шотландское объединение, в котором кроме Чарльза Макинтоша участвовали его жена Маргарет, а также ее сестра с мужем — Фрэнсис Макдональд и Джеймс Макнейр. Они занимались металлическим декором, а их рамы для зеркал и просто предметы интерьера идеально подходили к зданиям шотландского модерна Макинтоша.

В Англии деталями интерьера занимался Арчибальд Нокс — главный дизайнер лондонского универмага «Либерти». Он работал почти исключительно с серебром, а декорировал изделия кельтскими орнаментами и полудрагоценными камнями.

В работах немца Кристофера Дрессера чувствуется влияние Японии, где он побывал. Дрессер хотел добиться чисто восточной лаконичности и сдержанности формы, к тому же это упрощало массовое производство и добавляло функциональности. Получилось сочетание экономичности, массовости и современного дизайна.

Во Франции предметами интерьера занимался Жорж де Фер. Также очень красивые произведения создавал потомственный мастер по обработке металла Люсьен Гайар.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Рене Лалик. Брошь-кулон, 1900
2. Рене Лалик. Гребень-заколка для Сары Бернар, 1900-е
3. Ожерелье, выполненное по эскизу Альфонса Мухи, 1906
4. Жорж Фуке, Альфонс Муха. Украшение для Сары Бернар, 1890-1900е
5. Жорж Фуке, Альфонс Муха. Декорированная цепочка с подвесками, 1900
6. Сара Бернар в тиаре, созданной по эскизу Альфонса Мухи, 1895
7. Филипп Вольферс. Брошь, 1900-е
8. Арчибальд Нокс. Ожерелье, 1902
9. Луис Комфорт Тиффани. Брошь, 1890-е
10. Чарльз Роберт Эшби. Брошь, 1900

Теперь обсудим ювелирные украшения модерна и мастеров, которые их создавали.

💍 Рене Лалик — пожалуй, самый яркий ювелир этого времени. Он учился в художественной школе и параллельно ходил в учениках у ювелира. Работал для Картье, потом поступил на работу в мастерскую Дестапа, которую тот ему и передал в 1886 году. На Парижском салоне 1894 года Лалик сразу произвел огромное впечатление, а через три года получил орден Почетного легиона.

▪️ Новаторство Лалика в том, что его украшения были в первую очередь искусством, а не способом продемонстрировать статус и богатство. До него главным было показать драгоценные камни и дорогие металлы, а работа ювелира ограничивалась огранкой и оправкой камней.

▪️ Лалик брал в работу полудрагоценные камни из-за красоты их поверхности, прожилок, цвета. Применял и другие материалы — рог, кость, стекло, перламутр, янтарь, оникс. Его работы обожала Сара Бернар.

🧿 Ювелир Жорж Фуке сотрудничал с великим Альфонсом Мухой. Муха не только рисовал афиши для Сары Бернар, но и создавал бижутерию для сценических образов.

🌐 Из Парижа мода на новый подход к ювелирным изделиям распространился и в другие страны. В Бельгии этим занимались Филипп Вольферс и Арчибальд Нокс, в США — всем известный Луис Тиффани. В Англии ювелиркой занимались немного, и вообще считали французское ар-нуво слишком вычурным — но, например, основатель «Гильдии ремесленников» Чарльз Роберт Эшби сознательно отошел от простоты и увлекся ювелирными изделиями.

🎉 Но французов по яркости и пышности все равно никто не превзошел.

1. Жозеф Брокар. Ваза, 1870-е
2–3. Вазы из мастерской, Эмиля Галле, 1890-е
4. Огюст и Антуан Даум. Ваза, 1890–1900-е
5. Франсуа Эмиль Декоршман. Ваза, 1912–1917
6. Тиффани. Светильник дизайна Клары Дрисколл, 1902
7. Тиффани. Ваза, 1892–1902
8. Жак Грюбер. Витраж аквариума музея школы Нанси, 1900-е
9. Эжен Грассе. Витраж Весна, 1894

Поговорим про изделия из стекла. Сама фактура материала прекрасно подходит для нашей темы: свет, пропущенный через витражи, лампы, абажуры, подчиняет себе весь интерьер, создавая тот самый синтез, который ценил модерн.

Главными новаторами в стеклодувном мастерстве были Франция и США 👇

🔴 Француз Жозеф Брокар особенно интересовался цветным стеклом. Цвет и технологии работы с ним он искал в арабских изделиях, специально их изучая и реставрируя, чтобы посмотреть, как они добивались цветовых эффектов эмали поверх стекла.

🧩 Эмиль Галле тоже развивал это направление. Фирменная техника Галле — «опаловое» и рельефное литое стекло. Он использовал разные технологии, менял температуру и химический состав смесей, постоянно экспериментировал — кислотные ванны, протравка, вплавление других элементов в массу стекла. Как и в мебели, любил наносить цитаты из поэзии и литературы (тоже характерный для модерна синтез).

🔷 Фирменная находка братьев Огюста и Антуана Даум — особое матовое опаловое стекло, напоминающее оникс или алебастр без блеска. Эта технология была известна в античности, но потом утеряна — восстановил ее Анри Крос. А лучшим специалистом в этой технике считался Франсуа Эмиль Декоршман из мастерской Кончес.

💡 Мы не можем обойти вниманием лампы Тиффани. Фирма Чарльза Тиффани была основана в 1879 году и быстро стала популярной — она даже оформляла несколько комнат Белого дома. Фирменное стекло Тиффани имеет различные фактуры поверхностей, а знаменитые лампы сложных и разнообразных форм с абажурами-витражами и сегодня не теряют ни стоимости, ни популярности. Из этого стекла, которое называли «фавриль», делали и другие предметы.

В эпоху модерна снова стали создавать витражи, что подкреплялось интересом к готике и Средневековью. Лучшие витражисты — Жак Грюбер из Нанси и швейцарец Эжен Грассе, но в этом жанре работали практически все мастера.

1. Луис Комфорт Тиффани
2. Клара Дрисколл в мастерской
3. Лампы Тиффани
4. Тиффани. Лампа «Прудовая лилия», 1903

О ювелирной компании Тиффани

Эскизы мебели и интерьера в стиле модерн из каталога ‘Art nouveau decoration & ameublement’, Париж, 1898

Наконец, обратимся к дизайну мебели — и для начала определим общие черты.

👨‍🎨 Мебель модерна проектировали и изготавливали художники, которые занимались и другими видами искусства. Часто это были архитекторы, которые хотели добиться цельного художественного впечатления.

🪑 В этой мебели сочетались разные эстетики: необработанные, естественные изгибы древесины — и прихотливый, сложный декор с причудливой резьбой, инкрустацией слоновой костью и металлом, добавлением кованых элементов.

Такое было возможно только при сложном ручном производстве. Образцы стиля были очень дорогими и недоступными, а мебель для массового производства заметно упрощалось и производила совсем иное впечатление.

🏘 Модерн тесно связан с региональными традициями. Поэтому производственные мастерские развивались не только в крупных городах, но и в провинции. Это вообще особенность модерна: многие яркие образцы архитектуры тоже строили не в столицах.

1–4. Мебель дизайна Эмиля Галле, 1900-е
5. Луи Мажорель. Спальня на вилле Мажорель, ок. 1902
6. Луи Мажорель. Столик, 1902
7. Эжен Гийяр. Кресло, 1900-е
8. Жорж де Фёр. Позолоченная мебель, 1900
9. Эдуард Колонна. Книжный шкаф, 1900
10. Эдуард Колонна. Шкафчик для нот, 1900

Узнаем о мебели модерна во Франции и познакомимся с мебелью Эмиля Галле, Луи Мажореля и галереи Сэмюеля Бинга.

🌺 Эмиль Галле — французский художник, керамист, проектировщик мебели и дизайнер интерьера. Получил по наследству мастерскую по производству керамики и стекла в Нанси — центре стеклодувного производства во Франции. Позже обновил отцовское производство, начав выпускать образцы удивительного и изысканного дизайна. Следуя традициям ремесленных групп, он был вдохновителем «Школы Нанси».

▪️ Галле объединил несколько идей и стилистик. В Англии он познакомился с новейшими идеями декоративного искусства, изучил новые для него китайские и японские образцы и технологии. К этому добавились его серьезное увлечение ботаникой и элементы рококо, популярные в декоре домов Нанси.

▪️ Сначала Галле просто украшал традиционную тяжелую мебель причудливым декором. Но постепенно стал делать более облегченные варианты с тонкими изогнутыми ножками, изящной резьбой, причудливым декором. В орнаменте были как местные знакомые ему растения вроде петрушки, ирисов, водяных лилий, так и экзотика — бамбук и орхидеи.

▪️ Галле много работал с инкрустацией. Некоторые его творения напоминают картины — с растениями, насекомыми, пейзажами и даже каллиграфическими надписями. Он называл предметы мебели поэтично, как музыкальные или литературные произведения — «Ароматы прошлого», «Закат и сумерки».

🪑 Луи Мажорель — еще один замечательный мастер, наследник семейной мастерской мебели. Сначала он тоже работал в традициях 18 века, но постепенно под влиянием Галле стал все больше обращаться к растительным мотивам. Но его мебель более массивна: если Галле любил более мягкую и податливую древесину, то Мажорель предпочитал тяжелые породы, добавляя позолоту и бронзу.

💵 Главным центром торговли новой мебелью в Париже была галерея Сэмюэля Бинга. Его ведущими мастерами были Эжен Гийяр, Жорж де Фёр и Эдуар Колонна. Именно эти три мастера представляли павильон Бинга на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

1–2. Мебель дизайна Артура Хейгейта Макмердо, 1880–1890-е
3. Мебель дизайна Чарльза Ренни Макинтоша, 1900-е
4. Интерьер библиотеки Школы изящных искусств в Глазго, дизайн Чарльза Ренни Макинтоша
5–6. Дубовые кресла дизайна Чарльза Рольфса, 1898–1900
7. Кресла дизайна Йозефа Хоффмана, 1900–1910-е
8. Кресло дизайна Йозефа Ольбриха, 1898
9–10. Мебель дизайна Карло Бугатти, 1910-е

В заключение посмотрим, как модерн выразился в мебели из Великобритании, Австрии, США и Италии.

󠁮󠁧󠁿 Артур Хейгейт Макмердо и его студия «Гильдия века». Создавали предметы мебели с характерным декором резных лилий — очень похожих на титульный лист его книги «Городские церкви Рена», одного из ранних образцов новой эстетики. Но вообще в Англии к началу 20 века уже пресытились модерном. Ремесла постепенно возвращались к более простым формам.

󠁣󠁴󠁿 Чарльз Ренни Макинтош и «Группа четырех». Они проектировали свою мебель в Школе искусств в Глазго — зачастую жертвуя удобством ради эстетического эффекта и соответствия архитектуре его строений. Этой мебели свойственна некоторая простота: Макинтош не увлекался излишним декором и изгибами, прятал фактуру дерева под слоем краски или лака, украшал трафаретными рисунками лиловатых или серебристых тонов.

Чарльз Рольфс — бывший американский актер, который занялся дизайном.
Его работы — сплав европейского ар-нуво и местного стиля с барочными элементами. После демонстрации своей мебели на выставке в Турине в 1902 году Рольфс открыл в США сразу восемь магазинов. Еще один пример американского модерна — мебель фирмы «Братья Соломон Карпен» из Чикаго.

Йозеф Хоффман и Йозеф Ольбрих — представители Венского Сецессиона.
Они любили роскошь, инкрустацию, позолоту, но при этом находились под сильным влиянием Макинтоша с его прямыми углами.

Карло Бугатти произвел фурор на Туринской выставке. У него очень ярко выражена эклектика экзотических мотивов — мавританских, египетских, византийских. Бархат, шелка, крашеное дерево и много полированного металла: все это неизбежно придавало его мебели налет помпезности, пышности, даже театральности. От модерна Бугатти взял общую тему «арок», но в целом получалось очень своеобразно и самобытно.

1. Огюст Роден. Данаида, 1901
2. Огюст Роден. Врата ада, 1880–1917
3. Аристид Майоль. Гора, 1937
4. Аристид Майоль. Воздух, 1938
5. Рауль Ларш. Статуэтка, 1900
6. Теодор Ривьер. Две печали, 1903
7. Руперт Карабен. Книжный шкаф, 1890
8. Филипп Вольферс. Цивилизация и варварство, 1897

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;