angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модерн

Искусство модерна: живопись, плакат, скульптура

Модерн переосмысляет искусство: графика приобретает композиционную целостность, плакаты перестают быть только информационными, а скульптуры становятся функциональными.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Уильям Моррис, шрифты Кельмскоттской типографии, 1891
2. Артур Макмердо. Обложка книги «Городские церкви Рена», 1883
3–4. История четырех сыновей Эмона, благородных и доблестных рыцарей, иллюстрации Эжена Грассе, 1883
5–6. Шрифт Эжена Грассе, 1898
7. Шрифт Отто Экмана, 1901

1–3. Смерть Артура, иллюстрации Обри Бердслей, 1892
4–5. Саломея, иллюстрации Обри Бердслей, 1906
6. Виктор Пруве, Камиль Мартен. Обложка книги «Саламбо», 1893

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим об изобразительном искусстве модерна. И начнем с графики, в которой сошлись фантазия, стилизация, линия, комплексное восприятие текста и иллюстрации, создав то самое «мистическое всеобъемлющее произведение», композиционную целостность.

Графика в модерне напрямую связана с книгоизданием 👇

👎 Уровень книгоиздания в 19 веке оставался низким. Стиль оформления и технологии были на уровне 18 века, а массовость сказалась на качестве в худшую сторону.

📚 Одним из первых к оформлению книг всерьез подошел англичанин Уильям Моррис — основатель движения «Искусства и ремёсла». В 1891 году он открыл Кельмскоттскую типографию и начал буквально возрождать книгоиздательское дело, разрабатывать новые шрифты. Это еще не модерн, но уже то отношение к тексту и графическому оформлению как к единому целому, которое переймут модернисты.

〰️ Важный шаг в сторону стиля сделал художник Артур Макмердо. Он оформил обложку книги «Городские церкви Рена», украсив его вытянутым орнаментом и изображениями птиц.

📖 В книге «История четырех сыновей Эмона», оформленной Эженом Грассе, все печатные элементы составляют единое целое. Художник больше двух лет работал над иллюстрациями, чтобы орнамент и рисунки растворились в тексте средневековой легенды. Это еще не чистый ар-нуво, но уже есть контуры и цветовые пятна из Японии, кельтский орнамент по краям страниц и общая отсылка к искусству иллюминированных рукописей.

🅰️ Тогда же появился фирменный для модерна принцип рукописного начертания: ничто не должно напоминать о технике и материале исполнения. В 1898 году Грассе создал набор литер с первым шрифтом ар-нуво. Спустя два года Отто Экман создал свои литеры — более рельефные и тяжелые, характерные для «югендстиля».

✍️ В Англии особое внимание уделяли иллюстрациям. Там появился величайший график и иллюстратор — Обри Бердслей. Он начал с иллюстраций к «Смерти Артура» для Морриса, которые тому очень не понравились. Шедевр Бердслея — иллюстрации к «Саломее» Уайльда, идеально подошедшие к содержанию.

📙 В итоге пришли к оформлению переплета. Один из самых красивых примеров — издание «Саламбо» Гюстава Флобера. Эскиз создал Виктор Пруве, а декоративные уголки — Камиль Мартен.

1. Жюль Шере. Афиша Мулен Руж, 1890
2. Жюль Шере. Рекламный плакат какао, 1890
3. Эжен Грассе. Обложка журнала Harper's Magazine, 1890
4. Эжен Грассе. Афиша международной выставки в Мадриде, 1893
5. Альфонс Муха. Дама с камелиями. Афиша для Сары Бернар, 1896
6. Альфонс Муха. Рекламный плакат «Пиво из Мааса», 1897
7. Альфонс Муха. Рекламный плакат питания Нестле для детей грудного возраста, 1897
8. Альфонс Муха. Обложка журнала West end review, 1898
9. Жорж де Фер. Плакат для пятой выставки в «Салоне Ста», 1894
10. Жорж де Фер. Обложка для журнала Journal des Ventes, 1897

В поисках синтетического искусства модернисты не могли обойти жанр плаката. Они не только превратили плакат в произведение искусства, но и придумали такие приемы в его оформлении, которые с успехом используются до сих пор.

📃 Плакаты несли самую разную функцию. Это могла быть коммерческая реклама, социальные сообщения, афиши и так далее. К концу века плакаты приобрели собственную художественную ценность, их начали коллекционировать и выставлять.

Вот кто приложил к этому руку 👇

‼️ Жюль Шере — новатор, сломавший традиционную схему плаката. До него максимум информации передавали через слова, а иллюстрации были дополнением. Шере сделал акцент на ярком изображении, крупной фигуре или предмете с очень лаконичным текстом. Цель плаката — в пестроте улиц привлечь внимание, чтобы визуальный образ отпечатался в памяти.

Эжен Грассе развил и создал настоящий плакат ар-нуво. Большое влияние на него оказало увлечение японским искусством. Также он проектировал мебель и ювелирные украшения, создавал скульптуры и рельефы для фасадов зданий.

🌸 Альфонс Муха сделал следующий шаг. Он вытянул плакат, помещал туда фигуру в полный рост — как правило, одну, и покрывал всю поверхность сложным орнаментом. Его плакаты в приглушенных цветах — практически полноценные картины, они требуют погружения, их узоры затягивают, оплетают линиями, их хочется рассматривать.

👒 Жорж де Фер предложил другой стиль. Плакаты иллюстратора, учившегося у Шере, ближе к книжной иллюстрации. Женщины на них не загадочные и потусторонние, а вполне земные, присутствуют гротеск и бытовые детали.

1. Густав Климт. Юдифь, 1901
2. Альфонс Муха. Мечтательность, 1897

О женских образах в работах Густава Климта и Альфонса Мухи

1. Густав Климт. Обнаженная истина, 1899
2. Густав Климт. Три возраста женщины, 1905
3. Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907
4. Густав Климт. Поцелуй, 1907–1908
5. Альфонс Муха. Жизмонда, 1894
6. Альфонс Муха. Зодиак, 1896
7. Альфонс Муха. Времена года, 1897
8. Альфонс Муха. Апофеоз истории славянства. Из серии «Славянская эпопея», 1926

Посмотрим на живопись модерна. Художники-модернисты были универсальными мастерами и проявляли себя в разных искусствах, но двух живописцев мы никак не можем обойти вниманием.

👩‍❤️‍💋‍👨 Густав Климт. Австрийский художник. Долго работал в традиционной манере, но потом вошел в Сецессион — объединение независимых художников. Многих клиентов новые работы повергли в шок, от Климта такого не ожидали — но он к тому времени уже достаточно заработал и мог себе позволить творить как хочет. В личной жизни тоже был весьма несдержан.

🌸 Альфонс Муха. Чешский художник, дизайнер украшений, автор плакатов и афиш. Работал в Париже, позже в США, под конец жизни вернулся на родину. В отличие от Климта, был примерным семьянином. Его будущая жена нашла его сама, она тоже приехала из Чехии. Они поженились в 1906 году и были вместе до смерти Альфонса в 1939 году.

Завершим наш разговор скульпторами модерна.

🤔 Огюст Роден. Самый яркий скульптор эпохи модерна. Сугубо декоративным Родена назвать сложно: он очень сложный, литературный и содержательный. На модерн в его творчестве указывают сложные позы, общая текучесть, эротика и тема смерти.

👩 Аристид Майоль. Cначала занимался гобеленами, потом переключился на терракотовую скульптуру, затем на крупную. Он показывает в скульптуре классических женщин, но будто бы в бытовом движении. Выглядит очень необычно: будто Венера упала, присела подумать или расстроилась.

☎️ Важная черта скульптуры модерна — функциональность. Все эксперименты в этом жанре позже перекочевали в предметы интерьера из металла. Были распространены бронзовые статуэтки на грани между уменьшенной скульптурой и ювелирным украшением. Но в основном делали полезные, утилитарные вещи: лампы, подставки для визиток или вазы. Чаще всего этим увлекались во Франции Рауль Ларш, Теодор Ривьер и Руперт Карабен, в Бельгии — Филипп Вольферс.

О союзе Огюста Родена и Камиллы Клодель

1. Огюст Роден. Камилла Клодель, 1884
2. Огюст Роден. Мыслитель, 1880–1882
3. Огюст Роден. Поцелуй, 1901–1904
4. Камилла Клодель. Огюст Роден, 1892
5. Камилла Клодель. Волна, 1897
6. Камилла Клодель. Зрелый возраст, 1899

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;