angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модерн

Русский модерн: художественные объединения Абрамцево и Талашкино

Русский модерн отличался своей эклектичностью: он совмещал неоклассицизм, необарокко и неорусский стили. Познакомимся с русскими модернистами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова, 1897
2. Мастерская в Абрамцево
3. Елена Поленова. Полка, мастерская в Абрамцево, 1885
4. Церковь Спаса Нерукотворного, арх. П. Самарин, эскиз В. Васнецов, Абрамцево, 1880-е
5. Сергей Малютин. Храм Святого Духа, художник Николай Рерих, Талашкино, 1900–1915
6. Иван Ропет. Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже
7. Русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, 1893
8. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна», 1912
9. Август Маке. Русский балет, 1912
10. Георгий Якулов. Макет сцены к балету «Стальной скок». 1927

Поговорим о русском модерне. Для начала попытаемся определить его особенности.

Вот что надо знать 👇

💡 У русского модерна были те же черты, что у европейского:

▪️ Чувство органического единства мира.
▪️ Поэтизация действительности.
▪️ Использование традиционных мифологических
сюжетов и мифотворчество.
▪️ Декоративность и стилизация природных форм.

🧩 В России модерн особенно эклектичен. Его черты смешались с неоклассицизмом, необарокко и неорусским стилем. Отказ от «европеизма» в России начался еще при Николае I. При Николае II в моду вошли костюмированные балы в стиле допетровской Руси. Федор Шехтель тяготел к неоготике, а потом — к Чарльзу Макинтошу.

Центрами неорусского модерна были два творчески-художественных объединения: Абрамцево и Талашкино 👇

▪️ Абрамцево. Кружок купца и мецената Саввы Мамонтова, в котором собирались крупнейшие художники своего времени — Репин, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов. Там же открыли мастерские, чтобы восстановить традиционные русские ремесла. Мебель по эскизам Елены Поленовой пользовалась большим успехом.

▪️ Талашкино. Здесь княгиня Мария Тенишева организовала более серьезное производство — с более широким сбытом, выставками, крупными продажами. Здесь удалось воссоздать технику выемчатой эмали — сама Тенишева в 1916 году защитила в Московском археологическом институте диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». В Талашкине также бывали и работали крупные живописцы — Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин.

✍️ Влияние европейской традиции выразилось в объединении «Мир искусства». Здесь правили бал Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Сергей Дягилев. Европейская традиция большей частью опиралась на символизм: мистическое содержание, стремление уйти от действительности и одновременно показать связь с ней. С одной стороны художники уходили в прошлое и миф, с другой — меняли настоящее: начали создавать индивидуальные декорации к каждому спектаклю, много внимания уделяли оформлению книг, их иллюстрациям.

👏 В Европе возникла мода на русский модерн. Это было связано с яркими русскими павильонами на всемирных выставках, а также с триумфальными гастролями труппы Дягилева.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Илья Репин. Портрет княгини М. К. Тенишевой
2–3. Карикатуры на Марию Тенишеву и близких к ней художников

О сложных отношениях меценатов и художников

1. Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890
2. Николай Рерих. Помни!, 1924
3. Валентин Серов. Похищение Европы, 1910
4. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909
5. Михаил Врубель. Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, 1908
6. Особняк Листа, арх. Лев Кекушев, Москва, 1899
7. Елисеевский магазин, арх. Гавриил Барановский, Санкт-Петербург, 1903 год
8. Набор для вина, эскиз Елизаветы Бём, Дятьковский завод, конец 19 века
9. Михаил Перхин. Ручка от зонтика, фирма «Фаберже», конец 19 века

Теперь посмотрим на то, как русский модерн проявился в разных видах искусства.

🎨 Главные направления живописи модерна

💭 Переосмысление русского религиозного искусства в сочетании с художественными поисками в философско-эстетическом ключе. Представители: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Николай Рерих.

🖼 Реалистическая линия. Представители: Валентин Серов — его «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» несут в себе черты модерна, ранний Виктор Васнецов, Александр Головин, Елена Поленова, Зинаида Серебрякова.

👨‍🎨 Все художники были универсалами, как это принято в модерне. Они иллюстрировали книги, делали эскизы церквей, теремов, интерьеров, мебели и светильников, создавали различный декор — работали во всех видах декоративно-прикладного искусства.

🏠 Архитектура русского модерна имела общие черты, ориентировалась на европейские образцы и заимствовала их традиции. Тем не менее, можно условно выделить питерский и московский модерн.

▪️ Питерцы застраивали город, не нарушая плана, дома были больше классические, монументальные. А вот декор был уже модерновый, изогнутый. Архитекторы: Эрнест Виррих, Мариан Лялевич, Федор Лидваль, Станислав Бржозовский, Михаил Гейслер.

▪️Москвичи строили алогично и довольно хаотично, более фантазийными были и сами архитектурные объемы зданий. Архитекторы: Владимир Шервуд, Адольф Эрихсон, Роман Клейн, Лев Кекушев, Федор Шехтель.

Другие проявления модерна

🪑 Мебель в стиле модерн производили на мануфактуре братьев Мельцеров.

🔮Стеклянные изделия в национально-романтическом стиле создавала художница Елизавета Бем — по ее эскизам делали стекло на Дятьковском заводе. Шехтель, Поленова и Головин тоже делали лампы и люстры.

Витражей было мало: не подходящий климат. Постепенно они превратились во внутренние панно на глухой стене. Эскизы для них делали Врубель, Шехтель, Кекушев, Рерих.

💍 Ювелирные изделия в стиле модерн производил Михаил Перхин, работавший на Фаберже.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;