Послевоенный модернизм
Капелла Роншан: скульптура из бетона
Капелла в Роншане — одна из наиболее радикальных проектов Ле Корбюзье. Познакомимся со зданием, которое ознаменовало отказ от философии функционализма.
1. Капелла Роншан, Роншан, Франция, 1956
2. План Капеллы Роншан
3. Восточная стена с алтарем снаружи
4. Одна из трех капелл внутри
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В модернизме есть большие шедевры, которые любопытно анализировать, искать в них интересные решения. Один из таких примеров — Капелла Роншан, построенная Ле Корбюзье.
В чем ее уникальность 👇
⛰ Расположена на холме во французской глуши. Убежденный атеист Корбюзье сначала не хотел браться за проект, но когда увидел место, согласился.
〰️ Стоит на трех изогнутых стенах вместо четырех обычных. Церкви — сложившаяся архитектурная традиция, но Корбюзье придумал что-то невиданное, чего не было ни до, ни после.
➰ Изгибы железобетонных стен образуют внутри три закрытые камерные капеллы. Одну из капелл Корбюзье посвятил своей матери, вторую — жене, третью — Богоматери. На плане их хорошо видно.
⚖️ Возникает интересное отношение интерьера и экстерьера. Обычно в церквях алтарная часть на восточной стороне — апсида выгнута наружу. А здесь алтарная стена наоборот вогнута внутрь. Сам алтарь находится перед ней снаружи. Когда службы проводят на открытом воздухе, церковь становится большим алтарем, а весь мир — храмом.
⛪️ Одно из первых органических бруталистских зданий. В качестве наполнителя железобетона в том числе использованы фрагменты предыдущей церкви, которая стояла на том же месте.
1, 2, 3. Капелла Роншан с трех точек
4, 5. «Световой орган»
Теперь присмотримся к эстетике Капеллы Роншан. Здесь тоже все хитро придумано и реализовано.
⛰ Фасад вступает в диалог с ландшафтом. У холма четыре стороны, с каждой из них линии фасада разные — и отвечают линиям холма. Так мы видим четыре разных образа.
☀️ Между железобетонной кровлей и стенами — узкая щель. Окна в капелле есть только с одной стороны. Кровля образует козырек по всему периметру так, что днем прямые солнечные лучи не проникают в щель — только рассеянный свет.
🎶 В юго-западной стене — витражные окна с раструбами. Когда солнце садится, его лучи проникают сквозь витражи, создавая игру света. Сам Корбюзье называл это «световым органом».
Мы говорили про послевоенный модернизм 50-70-х. Давайте еще раз повторим все, что мы про него узнали.
💡 Как появился
🔹 До Второй мировой войны авангард был не в мейнстриме. Но в послевоенное время его минималистичная эстетика победила.
🔹 Людвиг Мис ван дер Роэ сформулировал принцип «Меньше значит больше» (Less is more): минималистичный образ притягивает больше внимания, а выразительность создают функциональные детали.
🔹 Архитекторы прониклись этой идеологией — и начали строить небоскребы в виде простых стеклянных коробочек.
🔹 Бум минималистичной архитектуры случился в 1950-е. Но эта эстетика сохранилась и сегодня.
🏢 Интернациональный стиль — максимально простые стеклянные небоскребы, одинаковые в любой точке мира. Пик — 1950-е.
〰️ Модернизм середины 20 века — более сложный, выразительный, насыщенный. При этом все сложные линии и изгибы обоснованы с инженерной точки зрения. Появился, когда всем надоел интернациональный стиль.
🔹 Оскар Нимейер — один из самых известных архитекторов 20 века, за 105 лет построил более 400 зданий. Ценил в архитектуре выразительные линии.
💪 Брутализм — исследует эстетические и конструктивные возможности голого железобетона. Никакого декора, краски, могут оставаться следы от досок опалубки.
Мы познакомились с архитектурой послевоенного модернизма.
Предлагаем потренироваться отличать здания этого стиля с помощью тренажера.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день