Послевоенный модернизм
Ээро Сааринен: усложнение модернизма
После интернационального стиля модернизм двинулся в сторону усложнения. В этой части выясним, почему это произошло и как происходил переход.
1. Слева: Палаццо Руччелаи, Рим, Италия, 15 век; справа: Окно дома, Шикли, Италия, 17 век
2. Слева: Сигрем-билдинг, Нью-Йорк, США, 1958; справа: Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия, 1973
В середине 20 века вместо одинаковых небоскребов интернационального стиля начали строить более интересные здания.
Вот как к этому пришли 👇
🙅♂️ Эстетика интернационального стиля надоела. В 1950-е годы все штамповали одинаковые стеклянные коробки, но в итоге захотелось чего-то более интересного — сложного, выразительного, насыщенного, захватывающего, вызывающего эмоции. Заметили, что описание похоже на барокко? Это неслучайно!
🧭 Архитектура всегда находится между двумя полюсами. На одном полюсе она понятная, организованная, кристально ясная, на другом — мистическая, сложная, выразительная. В разные моменты ее тянет то в одну, то в другую сторону.
👆 Так получаются Парфенон и Эрехтейон, Ренессанс и барокко, ранний Корбюзье и Башня Эйнштейна в авангарде. То же произошло с модернизмом: стрелка качнулась в другую сторону.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Stool 60, дизайнер Алвар Аалто, 1933
2. Stool 60 в аудитории Библиотеки Алвара Аалто, Выборг, Россия
3. Стул-тюльпан, дизайнер Ээро Сааринен, 1957
4. Стул-тюльпан в интерьере фантастического телесериала «Стартрек», 1960-е
После интернационального стиля модернизм двинулся в сторону усложнения. Отличие между голым функционализмом и функциональной выразительностью мы увидим на примере двух стульев, придуманных с разницей в 30 лет.
📖 Stool 60. В 1933 году финский архитектор Алвар Аалто спроектировал табурет специально для библиотеки в Выборге. У него максимально простая форма, три ножки для устойчивости, конструкция позволяет легко складывать табуреты один на другой. Чистая функциональность, ничего лишнего.
🌷 Стул-тюльпан. Разработан архитектором и дизайнером Ээро Саариненом — сыном Элиэля Сааринена. Стул очень функциональный: ножка устойчива, спинка изогнута по форме тела, на мягком сиденье удобно сидеть. При этом выглядит очень стильно. Это иконический пример модернизма середина 20 века — функционального и в то же время выразительного.
1, 2, 3. Аэропорт им. Даллеса, Вашингтон, США, 1962
4, 5, 6. Терминал №5 аэропорта им. Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1962
В прошлом посте мы увидели стул, придуманный Ээро Саариненом. Теперь посмотрим на его архитектуру, которая обладает такими же сложными, органическими, выразительными формами.
Как пример возьмем аэропорты 👇
✈️ Аэропорт им. Даллеса в Вашингтоне. Это просто функциональный ангар: крыша, стены, стекло. Внутри много пространства, чтобы распределять сложные человеческие потоки. При этом здание все равно интересное и выразительное.
🛫 Терминал №5 аэропорта им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Это здание более скульптурное и сложное — перед нами уникальный, предельный случай выразительного модернизма. При этом все кривые линии здесь не лишние и сделаны по инженерному расчету.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день