Архитектура времен монгольского нашествия
Новгород: характерный декор и влияние готики
Новгород почти не пострадал от монгольского нашествия, не прекратил строительство и развил свой характерный декор. Узнаем про архитектуру Новгорода подробнее.
1. Церковь Феодора Стратилата на Ручью, Великий Новгород, Россия, 1360–1361
2. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия, 1374
3. Церковь Василия на Горке, Псков, Россия, 1413–1415
4. Успенский собор на Городке, Звенигород, Россия, 1400
5. Успенский собор, Москва, Россия, 1479
Прежде чем знакомиться с архитектурой Новгорода, давайте выясним, что происходило с Новгородской республикой во время монгольского ига.
💰 Новгород был особой территорией. Во-первых, его меньше затронули нашествия монголов, и он оставался относительно богатым и благополучным. Во-вторых, он был ближе к западу и его влияниям. В Новгороде встречаются даже готические своды.
👥 Город продолжал развиваться. В середине 13 века построили деревянный окольный город, а уже через сто лет заменили его каменным.
⛪️ Сохранилось много каменных церквей. Также строили обычные деревянные дома площадью 20–40 м², целые комплексы из срубов разной высоты с переходами и галереями. Археологи нашли даже каменный жилой дом 14 века.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Церковь Николы на Липне, Великий Новгород, Россия, конец 13 века
Давайте рассмотрим типичный новгородский храм — церковь Николы на Липне.
Самое главное о ней 👇
⛪️ Первая большая каменная постройка на Руси после нашествия. Церковь поставили в конце 13 века. До этого 50 лет никто не строил в камне, каменное зодчество прекратилось на два поколения.
☘️ Похожа на Перынский скит. Она небольшая, 10 на 10 метров. Имеет такое же трехлопастное покрытие — чисто новгородская деталь. Расположение окон тоже похоже на церковь в Перыни, но окна более скромные.
💥 Церковь наполовину разрушили во время Великой Отечественной войны. Здесь находился наблюдательный пункт советских войск. К счастью, часть кладки сохранилась, и после войны церковь восстановили.
1. Церковь Николы Белого, Великий Новгород, Россия, начало 14 века
2–6. Церковь Феодора Стратилата на Ручью, Великий Новгород, Россия, середина 14 века
Весь 14 век в Новгороде будут строить церкви с характерным интересным силуэтом.
Мы могли видеть его зачатки еще в Перынском ските и в Церкви Николы на Липне. В 14 веке он раскрылся, и получилась своя уникальная стилистика.
Рассмотрим два ярких примера 👇
◻️ Церковь Николы Белого. Вместо привычного позакомарного покрытия мы видим три прясла — вертикальных сегмента с ползучими арками. Эти сегменты еще сильнее поднимают силуэт к центру.
🔷 Церковь Феодора Стратилата на Ручью. Новая новгородская типология проявилась здесь еще сильнее.
⛪️ Тоже четырехстолпная, одноглавая церковь с апсидой. Но вместо закомар — лопасти, которых уже много. Получается острый вертикализированный силуэт. В этом чувствуется влияние готики. Центральная часть церкви заметно повышена. Стрельчатые порталы входа и оконные проемы — западное влияние.
🔺 Характерный декор для Новгорода и Пскова. На барабане из-за характерной кладки кирпичей получается треугольный орнамент — бегунец. Также на барабане и карнизах видим частый новгородский орнамент — поребрик: кирпичи кладутся под углом 45 градусов, и уголки торчат наружу.
1–6. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия, 1374
7, 8. Фрески внутри церкви
Теперь перед нами главный храм в новой новгородской эстетике — Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Кроме ползучих арок мы видим новые элементы.
🔺 Треугольная форма фасада из-за четырех двухскатных кровель, которые смотрят на четыре стороны света. Это придает вертикализм силуэту здания.
🧱 Выложенные на фасаде выступающие кресты — фигурные, сложные, не очень симметричные. Так делали и раньше в русской архитектуре, но особенно часто это встречается в новгородских храмах 14 века.
☦️ Вкладные кресты на первом ярусе. Такие кресты делали одним каменным блоком, а не выкладывали из кирпича.
〰️ Сложный ритм окон. Группы из нескольких окон объединяются одной большой скобкой сверху — она называется бровка.
🎨 Фрески Феофана Грека. В церкви сохранились уникальные работы великого иконописца.
Про новгородские церкви 14 века
Владычная палата, Великий Новгород, Россия, 1433
Со времен монгольского ига в Новгороде сохранилась не только религиозная архитектура. Яркий пример — Владычная (Грановитая) палата.
Почему она интересна 👇
🧱 Светская постройка. Хотя Владычная палата построена по заказу епископа Ефимия II, это не церковное здание. Ее использовали как парадный зал, для проведения советов и судов.
🕸 Готический стиль. Мы видим стрельчатые окна, что-то вроде контрфорсов. А внутри — полноценные нервюрные своды, очень сложной и красивой формы.
🏰 Кроме Владычной палаты были построены каменные стены Новгородского Кремля. Но они до нашего времени не сохранились.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день