Монти Пайтон и английский юмор
Особенности юмора: анархия и абсурд
Шутки на грани и отсутствие линейности повествования — на примерах разных фильмов разберем основные приемы и изобретения пайтонов в мире юмора.
Поговорим о других фильмах, которые связаны с «Монти Пайтон» и об их юморе.
Начнем с цитаты кинокритика Антона Долина 👇
🗣 «Монти Пайтоны» одними из первых на телевидении и в кино (в литературе до них это понимали очень многое) поняли и воплотили очень важную вещь. Для того, чтобы быть по-настоящему смешным, нужно разрушать святая святых, нужно разрушать основы, нужно разрушать самые бесспорные вещи. Потому что высмеять премьер-министра или королеву — это всякий может. Это просто. Это очень простая мишень. Или высмеять какую-то там систему полицейского надзора в Великобритании. (...)
В «Житии Брайана» все очень серьезно. Там высмеивается Евангелие. А в «Смысле жизни» высмеивается смысл жизни. Рождение человека. Зачатие, рождение, смерть. Все это превращено в неприличный балаган. (...)
Просто они хотят дойти в каждом своем скетче до некоей грани, за которую переходить никто никогда не отваживался. И не то, чтобы перейти, а так, за нее заглянуть вместе со своими зрителями».
Поражает амплитуда юмора «Монти Пайтон»: от физиологических низких шуток до интеллектуального и тонкого юмора выпускников Кембриджа и Оксфорда.
🤮 В «Смысле жизни по Монти Пайтон» есть знаменитая сцена про блевание. В скетче «Дикая банда» — викторианская Англия, лужайка, музыка, пикник, кавалеры и дамы, и вдруг теннисный мяч попадает кому-то в глаз. Глаз вытекает, брызжет кровь, крышка пианино падает на руки пианисту и отрубает их, опять брызжет кровь, теннисные ракетки протыкают тела, везде трупы.
🙅♂️ Сейчас многие их шутки могут показаться оскорбительными. Например, в один из скетчей посвящен бегу с препятствием среди даунов. По этим шуткам можно проследить, как изменилось время и общественная норма.
🧠 При этом команда эрудирована: у пайтонов много культурных отсылок. Например, в скетче «Всеанглийские соревнования по изложению Пруста» участники на время пересказывали «В поисках утраченного времени».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЧто характерно юмору пайтонов🔻
😈 Анархия. Они не боялись шутить ни над чем. А когда после выхода «Житие Брайана» начались протесты представителей разных конфессий, Терри Гиллиам сказал 👇
🗣 «По крайней мере собрать вместе католиков, протестантов и евреев — это было уже что-то. Фантастическое зрелище. Мы все-таки сделали что-то полезное».
Анархичность проявлялась и в том, как они нарушали законы жанра: отказались от панчлайна, заставка могла появиться только к середине серии, внезапно в скетч вводились не имеющие отношения к делу персонажи. Отношение пайтонов к титрам — это вообще отдельная история. В «Житие Брайана» на 35-й секунде появляются шведские субтитры, а потом извинение за их качество, а потом перечисляются ламы, которые были соавторами этого фильма.
🤯 Абсурд. Они восставали против здравого смысла, против логики, против цивилизации и культуры. И ценили глупость. Например, очень любили скетч «Танец с рыбой». «Чистая бессмыслица», — говорил Клиз. И это был комплимент.
Нил Гейман пишет 👇
🗣 «Больше всего мне нравилось то, как они брали определенную форму и бесстрашно меняли содержание. Так что в руках у вас был сосуд, который, как вы знаете, всегда содержал чай, а из него в итоге лились вино, кровь, масло или еще что-то. В этом для меня часть гения пайтонов. Ведь таким образом вы видели вещи в новом свете. Они раскрыли нашу черепную коробку именно в тот момент, когда это было необходимо. Наверное, в скетче с альбатросом пайтоны ближе всего подошли к чистому сюрреализму. После этого мне не было страшно столкнуться с поэтами-сюрреалистами, потому что я все это уже видел и знал, как работает».
Уже начиная с «Летающего цирка» пайтоны реформируют юмор 👇
😅 Они высмеивали и пародировали BBC — канал, на котором сами же и работали. Например, фирменной заставкой BBC прерывали скетчи, намекая на навязчивость канала.
❌ Они не соблюдали линейность и стройность повествования. Начинали программу с того, что оборванный человек долго полз к камере и произносил «Это», и только потом появлялась заставка. Заставка вообще могла возникнуть в любом месте. Один скетч наслаивался на другой, герои переходили из скетча в скетч.
🤯 Пайтоны отказались от панчлайна. Традиционно, каждый скетч на британском и американском телевидении должен заканчиваться ударной концовкой, ударной фразой. Чтобы ее избежать, Пайтоны что только не придумывали: скетч обрывал полковник или викинг, или рыцарь, который ударял персонажей по голове курицей, или возникал Джон Клиз в образе ведущего и произносил коронную фразу: «А сейчас нечто совершенно иное». Некоторые скетчи заканчивались тем, что персонажам просто надоедало играть и они говорили: «У нас закончились реплики».
Расскажем о нереализованной и тоже революционной идее пайтонов 😬
👂 Они планировали начинать эпизод с нормальной громкостью и постепенно ее понижать, рассчитывая на то, что зрители будут делать громче. Звук становится все тише и тише, зрители делают еще громче. Когда звук у зрителей на максимуме, шоу возвращается к нормальному звуку и кричит на всю квартиру.
Но продюсеры на это не согласились.
Знаменитые скетчи «Монти Пайтон» мы пересказывать не будем — лучше один раз увидеть. Но расскажем о каждом что-то важное, что осталось за кадром 🔻
🔹 «Спам». Термин «спам», который мы постоянно употребляем в отношении назойливой рекламы, пришел из мира «Монти Пайтон». Слово «спам» в этом скетче употребляется 108 раз.
🔹 «Мертвый попугай». Это самый популярный скетч в истории всего британского телевидения и возможно в истории всего британского юмора. В его основе лежит более ранний скетч под названием «Продавец машин», который появляется в шоу «Как раздражать людей». Там у человека разваливалась машина сразу после покупки, а здесь — попугай был куплен мертвым. Когда умер Грэм Чепмен, Джон Клиз на его похоронах сравнил его с этим попугаем.
🔹 «Дровосек». Песня дровосека оттуда стала культовой и в 1975 году была отдельно выпущена компанией Carisma Records в Великобритании, стала самостоятельным синглом и хитом. Когда Майкл Пэйлин путешествовал по Канаде, он даже участвовал в конкурсе дровосеков.
🔹 «Испанская инквизиция». Это серия скетчей. Во время финала одного из этих скетчей кардинал Хименес произносит фразу, которая в переводе на русский язык означает: «Твою мать». В 1970-е годы такое высказывание воспринималось как абсолютно недопустимое. Вообще Пайтоны в этом отношении большие новаторы: они сказали первыми на британском телевидении «твою мать», потом Джон Клиз пошел еще дальше и первым произнес слова «shit» (дерьмо), а потом еще и «fuck» на похоронах.
O втором самостоятельном фильме Терри Гиллиама «Бандиты во времени»
Об экранизации сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах»
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день