angle-down facebook instagram vkontakte warning

Монти Пайтон и английский юмор

Особенности юмора: анархия и абсурд

Шутки на грани и отсутствие линейности повествования — на примерах разных фильмов разберем основные приемы и изобретения пайтонов в мире юмора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Поговорим о других фильмах, которые связаны с «Монти Пайтон» и об их юморе.

Начнем с цитаты кинокритика Антона Долина 👇

🗣 «Монти Пайтоны» одними из первых на телевидении и в кино (в литературе до них это понимали очень многое) поняли и воплотили очень важную вещь. Для того, чтобы быть по-настоящему смешным, нужно разрушать святая святых, нужно разрушать основы, нужно разрушать самые бесспорные вещи. Потому что высмеять премьер-министра или королеву — это всякий может. Это просто. Это очень простая мишень. Или высмеять какую-то там систему полицейского надзора в Великобритании. (...)

В «Житии Брайана» все очень серьезно. Там высмеивается Евангелие. А в «Смысле жизни» высмеивается смысл жизни. Рождение человека. Зачатие, рождение, смерть. Все это превращено в неприличный балаган. (...)

Просто они хотят дойти в каждом своем скетче до некоей грани, за которую переходить никто никогда не отваживался. И не то, чтобы перейти, а так, за нее заглянуть вместе со своими зрителями».

Поражает амплитуда юмора «Монти Пайтон»: от физиологических низких шуток до интеллектуального и тонкого юмора выпускников Кембриджа и Оксфорда.

🤮 В «Смысле жизни по Монти Пайтон» есть знаменитая сцена про блевание. В скетче «Дикая банда» — викторианская Англия, лужайка, музыка, пикник, кавалеры и дамы, и вдруг теннисный мяч попадает кому-то в глаз. Глаз вытекает, брызжет кровь, крышка пианино падает на руки пианисту и отрубает их, опять брызжет кровь, теннисные ракетки протыкают тела, везде трупы.

🙅‍♂️ Сейчас многие их шутки могут показаться оскорбительными. Например, в один из скетчей посвящен бегу с препятствием среди даунов. По этим шуткам можно проследить, как изменилось время и общественная норма.

🧠 При этом команда эрудирована: у пайтонов много культурных отсылок. Например, в скетче «Всеанглийские соревнования по изложению Пруста» участники на время пересказывали «В поисках утраченного времени».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадр из фильма «Смысл жизни по Монти Пайтон»

Что характерно юмору пайтонов🔻

😈 Анархия. Они не боялись шутить ни над чем. А когда после выхода «Житие Брайана» начались протесты представителей разных конфессий, Терри Гиллиам сказал 👇

🗣 «По крайней мере собрать вместе католиков, протестантов и евреев — это было уже что-то. Фантастическое зрелище. Мы все-таки сделали что-то полезное».

Анархичность проявлялась и в том, как они нарушали законы жанра: отказались от панчлайна, заставка могла появиться только к середине серии, внезапно в скетч вводились не имеющие отношения к делу персонажи. Отношение пайтонов к титрам — это вообще отдельная история. В «Житие Брайана» на 35-й секунде появляются шведские субтитры, а потом извинение за их качество, а потом перечисляются ламы, которые были соавторами этого фильма.

🤯 Абсурд. Они восставали против здравого смысла, против логики, против цивилизации и культуры. И ценили глупость. Например, очень любили скетч «Танец с рыбой». «Чистая бессмыслица», — говорил Клиз. И это был комплимент.

Нил Гейман пишет 👇

🗣 «Больше всего мне нравилось то, как они брали определенную форму и бесстрашно меняли содержание. Так что в руках у вас был сосуд, который, как вы знаете, всегда содержал чай, а из него в итоге лились вино, кровь, масло или еще что-то. В этом для меня часть гения пайтонов. Ведь таким образом вы видели вещи в новом свете. Они раскрыли нашу черепную коробку именно в тот момент, когда это было необходимо. Наверное, в скетче с альбатросом пайтоны ближе всего подошли к чистому сюрреализму. После этого мне не было страшно столкнуться с поэтами-сюрреалистами, потому что я все это уже видел и знал, как работает».

Уже начиная с «Летающего цирка» пайтоны реформируют юмор 👇

😅 Они высмеивали и пародировали BBC — канал, на котором сами же и работали. Например, фирменной заставкой BBC прерывали скетчи, намекая на навязчивость канала.

Они не соблюдали линейность и стройность повествования. Начинали программу с того, что оборванный человек долго полз к камере и произносил «Это», и только потом появлялась заставка. Заставка вообще могла возникнуть в любом месте. Один скетч наслаивался на другой, герои переходили из скетча в скетч.

🤯 Пайтоны отказались от панчлайна. Традиционно, каждый скетч на британском и американском телевидении должен заканчиваться ударной концовкой, ударной фразой. Чтобы ее избежать, Пайтоны что только не придумывали: скетч обрывал полковник или викинг, или рыцарь, который ударял персонажей по голове курицей, или возникал Джон Клиз в образе ведущего и произносил коронную фразу: «А сейчас нечто совершенно иное». Некоторые скетчи заканчивались тем, что персонажам просто надоедало играть и они говорили: «У нас закончились реплики».

Расскажем о нереализованной и тоже революционной идее пайтонов 😬

👂 Они планировали начинать эпизод с нормальной громкостью и постепенно ее понижать, рассчитывая на то, что зрители будут делать громче. Звук становится все тише и тише, зрители делают еще громче. Когда звук у зрителей на максимуме, шоу возвращается к нормальному звуку и кричит на всю квартиру.

Но продюсеры на это не согласились.

Знаменитые скетчи «Монти Пайтон» мы пересказывать не будем — лучше один раз увидеть. Но расскажем о каждом что-то важное, что осталось за кадром 🔻

🔹 «Спам». Термин «спам», который мы постоянно употребляем в отношении назойливой рекламы, пришел из мира «Монти Пайтон». Слово «спам» в этом скетче употребляется 108 раз.

🔹 «Мертвый попугай». Это самый популярный скетч в истории всего британского телевидения и возможно в истории всего британского юмора. В его основе лежит более ранний скетч под названием «Продавец машин», который появляется в шоу «Как раздражать людей». Там у человека разваливалась машина сразу после покупки, а здесь — попугай был куплен мертвым. Когда умер Грэм Чепмен, Джон Клиз на его похоронах сравнил его с этим попугаем.

🔹 «Дровосек». Песня дровосека оттуда стала культовой и в 1975 году была отдельно выпущена компанией Carisma Records в Великобритании, стала самостоятельным синглом и хитом. Когда Майкл Пэйлин путешествовал по Канаде, он даже участвовал в конкурсе дровосеков.

🔹 «Испанская инквизиция». Это серия скетчей. Во время финала одного из этих скетчей кардинал Хименес произносит фразу, которая в переводе на русский язык означает: «Твою мать». В 1970-е годы такое высказывание воспринималось как абсолютно недопустимое. Вообще Пайтоны в этом отношении большие новаторы: они сказали первыми на британском телевидении «твою мать», потом Джон Клиз пошел еще дальше и первым произнес слова «shit» (дерьмо), а потом еще и «fuck» на похоронах.

O втором самостоятельном фильме Терри Гиллиама «Бандиты во времени»

Об экранизации сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах»

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;