angle-down facebook instagram vkontakte warning

Правила морали: 6 принципов всех времен

Категорический императив Канта

Иммануил Кант считал, что мораль должна быть безусловной, а ее нормы нельзя нарушать. В этой части поговорим о его категорическом императиве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Рассмотрим еще одну моральную аксиому — категорический императив Иммануила Канта.

🤨 «Цель оправдывает средства». Еще в 15 веке в европейской морали и политике утвердилась несколько циничная формула, приписываемая итальянскому мыслителю и политическому деятелю Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства». Такой подход развязывал руки, особенно в политике. Считалось, что ради государственных интересов можно было интриговать, обманывать, нарушать обещания, разрывать союзы.

🎯 Категорический императив — относись к человеку как к цели. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) испытывал отвращение к такой морали, в которой все можно оправдать. Он считал, что мораль должна быть более принципиальной. Различие между добром и злом должно быть совершенно четким, никакого релятивизма, ничего относительного быть не может. Кант формулирует категорический императив, то есть безусловную норму, которую нельзя нарушать. Одна из его формулировок звучит следующим образом:

🗣 «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели».

➡️ Кант говорит, что можно выбирать разные средства, но человека превращать в средство для достижения своих целей категорически нельзя.

❓ Можно ли убить одного человека, чтобы спасти десятерых? Кант говорит, что нельзя, потому что так один человек станет средством достижения цели, пусть даже благой.

Когда мы разрешаем себе относиться к человеку как к средству, свобода подрывает сама себя. Чтобы совершить какое-то моральное действие, человек должен быть свободен, то есть в действии должна проявляться свобода. Важное условие свободы состоит в том, что человек должен относиться к себе самому как к свободному существу и все другие должны относиться к нему так же. Если результатом твоего свободного действия, является то, что другой человек превращается в средство, это значит, что это действие перечеркивает его свободу, игнорирует ее, превращая человека в вещь. Это значит, что ты даешь всем остальным право и к тебе относиться так же.

🧠 Мораль Канта основана на разуме, на чистой логике. Немецкий философ запрещает человеку что-то не по содержательным соображениям («не убивай, потому что убивать больно», «не обманывай, потому что обманывать некрасиво»), а по формальным основаниям. Свобода не должна подрывать сама себя. Нужно всегда проделывать логический анализ своего мотива и проверять не подрывает ли поступок свои собственные основания.

Рассмотрим еще одну формулировку категорического императива — через универсализацию максимы.

🗣 «Поступай так, чтобы максима твоего поступка посредством твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

🌿 Поступок как закон природы. В другом месте Кант даже пишет: «Попробуй представить, что твой поступок стал законом природы». В чем смысл такой аксиомы? Понятно, что никакой наш поступок сам по себе не может никогда стать законом природы. Но важно другое: могли бы мы пожелать, чтобы он стал таковым? Если ответ положительный — значит, с этим поступком все в порядке в моральном плане.

📗 Категорический императив — соединение морали и физической картины мира. В английском языке «закон природы» — «natural law». И это же словосочетание означает «естественное право». Таким образом, категорический императив — это не просто еще один этический закон, но нечто большее: соединение морали и физической картины мира. Для европейской философской мысли такая связка была крайне важна: именно представляя некоторые моральные принципы, как будто бы они были универсальными законами природы, удалось выработать представления о естественном праве. Например, о праве человека на жизнь, на стремление к счастью, на безопасность. Почему мы признаем их универсальными моральными ценностями? Потому что могли бы пожелать, чтобы все действовали так, будто данные права проистекают из законов самой природы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В критике кантовской морали можно выделить несколько направлений.

🙋🏻‍♂️ Можно использовать только от первого лица. Кантовская мораль описывается в терминах, которые трудно объективно как-то проверить: мотив, максима, цель. Это вещи из субъективного мира. Кантовская мораль рассчитана на употребление от первого лица, она создана для того, чтобы каждый человек применял ее сам к себе. Применить кантовскую мораль к другому человеку вряд ли возможно, ведь мы не можем заглянуть в его душу, чтобы проверить его мотивы.

🧠 Абсолютно рациональна. В ней нет ничего содержательного, только форма. Критикуя кантовскую мораль многие, например, христианские мыслители, упрекают Канта в том, что его мораль основана исключительно на разуме. Где любовь, альтруизм, живое, моральное чувство? Их нет в морали Канта. Направление философии морали, которое утверждает, что главное в морали — это правильные моральные чувства, получило название сентиментализма. Кант много полемизировал с этим направлением.

😥 Не делает человека счастливым. Одним из следствий кантовского категорического императива является то, что абсолютно бессмысленно совершать моральные поступки ради какой-то цели, например, ради одобрения окружающих или получения медали. Если человек совершает добрый поступок, чтобы его хвалили, то поступок перестает быть добрым. Если так получилось, что человек совершил добрый поступок и после этого ему стало приятно, то, по Канту, получается, что он сам себя обманул, возможно, он совершил этот поступок только ради того, чтобы сделать себе приятно. С античных времен этика пытается показать человеку путь к счастью — кантовская этика этого пути не показывает. Согласно категорическому императиву, совершать моральные поступки можно, только страдая и испытывая неудобства.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;