angle-down facebook instagram vkontakte warning

Правила морали: 6 принципов всех времен

Принцип талиона «око за око»

Первое моральное правило было сформулировано еще в Кодексе Хаммурапи до нашей эры и использовалось во всех священных книгах. Обсудим его в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Почему нам важно сегодня понимать разные моральные принципы?

🔪 Не убивай, не прелюбодействуй, не кради… А почему? Одни скажут: потому, что нельзя гневить Господа. Другие заметят, что дело не в вере, а в разуме — правильно человеку жить ради других. Третьи будут говорить о пользе, четвертые — о долге, пятые — о цели и средствах.

Можно ли свести все множество нравственных норм к одному знаменателю, одной моральной аксиоме?

➡️ С одной стороны, да — мы видим в истории несколько довольно успешных попыток такой аксиоматизации. С другой стороны, нет — потому что каждая получившаяся аксиома весьма специфична, она несет на себе отпечаток соответствующей культуры, эпохи и представлений о смысле человеческой жизни. От века к веку эти представления меняются.

🧐 Бывает так, что люди заимствуют моральные принципы из глубокой древности, придают им статус освященных традицией заповедей. Но при этом, по сути, не понимают смысл этих заповедей.

🐴 Например, многие сегодня используют понятие «ложь во спасение», ссылаясь на Библию. Но мало кто знает, что эта крылатая фраза основана на недоразумении. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

👀 Правильно ли мы трактуем принцип «око за око»? Почему он вовсе не так кровожаден, как принято считать? И при чем здесь «бухгалтерия»?

🥇 Почему и на Востоке, и на Западе знают «золотое правило морали», но применяют его, в сущности, противоположным образом?

🤕 Что значит «подставь вторую щеку»? Это проявление силы или слабости? А может быть, это про силу слабости? Или про слабость силы?

🙌 Все знают про принцип «золотой середины» — но разве между любыми противоположностями будет правильным искать середину?

🔜 Эти и многие другие этические головоломки мы разберем в этом уроке. Попытаемся сравнить 6 великих моральных правил всех времен и народов, найти между ними принципиальные различия и неожиданные связи.

Рассмотрим первое моральное правило — принцип талиона.

«А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». (8 век до н. э., Ветхий Завет, Исх.21: 23-25)

📜 Первая моральная аксиома. В доисторические времена все человеческие культуры, независимо друг от друга, пытались выработать универсальные аксиомы, с помощью которых можно было бы объяснить все правильные поступки и четко отделить их от неправильных. Люди пытались свести все моральные заповеди к одному, главному, фундаментальному принципу — моральной аксиоме. Первая попытка выразить всю мораль в одной аксиоме — принцип талиона.

🤝 Принцип талиона (лат. Lex taliōnis — закон равного) — принцип равного воздаяния, который можно отнести к разновидности моральных аксиом, которые оценивают последствия поступков и приравнивают эти последствия друг к другу. Этот принцип лежит в основе целого философско-правового направления — ретрибутивизма (от лат. retributio — возмездие), согласно которому смысл справедливости состоит в восстановлении нарушенного преступником равновесия.

Это очень простая попытка выразить всю мораль в одной аксиоме и вот почему 👇

🔹 В принципе талиона используется примитивная арифметика равенства.

🔹 Он оценивает не мотивы поступков, а только их последствия, а значит что-то важное в самих поступках может ускользнуть от этого принципа.

✖️ Определение справедливости через равенство кажется очень привлекательной идеей, но оказывается несовершенным. Мы находим критику справедливости как равенства еще у Аристотеля. Он утверждает, что воздавать равным за равное в ситуации, когда стороны не равны, будет несправедливо.

🚫 Когда стороны неравны, воздаяние равным за равное не дает справедливости. Рассмотрим пример. Одна из формулировок принципа талиона — «око за око». Если один человек выбил другому глаз, предполагается, что выбить ему глаз в ответ будет справедливо. Но как быть в случае, если обидчик уже одноглазый? Если лишить его второго оставшегося глаза, он совсем ослепнет. Получается, что формально мы воздаем равным за равное, но в действительности ответ несимметричен, мы нанесли больший вред обидчику, чем он нам.

🔜 Принцип талиона призывает нас уравнивать последствия, но связь последствий с самими поступками часто бывают косвенной. Как быть, если человек причинил другому вред по неосторожности? Принцип говорит, что ответить симметрично будет справедливо, но наша интуиция говорит, что это неправильно, грубо и не цивилизованно.

👍 Примитивный сегодня в древности принцип талиона был очень прогрессивным. Принцип талиона возникает в разных культурах примерно во втором тысячелетии до н. э., а в Библии он встречается примерно в 8 веке до н. э. Сегодня общество стало более сложным, поведение людей более комплексным и этот принцип кажется уже недостаточным. Но по меркам того времени принцип талиона был прогрессивным. Ведь в предшествующие века люди руководствовались принципом кровной мести, который предполагал несимметричный ответ — за украденную корову могли забрать весь скот обидчика, за убийство одного человека в ответ могли убить всю его семью. Если бы люди продолжали следовать правилу мести, то человечество бы просто исчезло. Принцип талиона убирает из возмездия месть и оставляет только восстановление равновесия.

✝️ «Око за око» — это на самом деле человеколюбие. Христианские толкователи, например, святитель Иоанн Златоуст, обращали внимание на то, что кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди «око за око» на самом деле является человеколюбием:

🗣 «Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим на то, как принцип талиона менялся со временем.

📜 Первое упоминание — Кодекс Хаммурапи. Самое древнее из известных упоминаний принципа талиона можно найти в Кодексе царя Хаммурапи, который датируется 18 веком до нашей эры. Основной текст кодекса сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке на стеле, которая была обнаружена археологами в 1901 году при раскопках древнего города Сузы на территории Персии.

🗣 «Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость; если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб».

🧑‍⚖️ Соответствие меры воздаяния тяжести преступления. Основой талиона являлась потребность не стимулирования мести, а ее сдерживания. Он возникает как ограничивающий, запрещающий принцип. Данный закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести непосредственно со стороны потерпевшего. Речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления.

📖 Принцип талиона в русском праве. Идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

🌟 Эволюция принципа. По мере усложнения общества возникают расхождения между коллективной волей и индивидуальным выбором, внешними действиями и внутренними намерениями. Как результат, появляется возможность заменять месть выкупом, осуществляется переход от общинно-варварских форм организации жизни к государственно-цивилизованным. В ходе этих процессов принцип талиона расщепляется и трансформируется. С одной стороны, он перетекает в принцип неотвратимого уголовного наказания, пропорционального преступлению. С другой стороны, он растворяется в «золотом правиле морали» и замещается им.

Копия стелы с Кодексом Хаммурапи

В 19 веке в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона. Есть ли объективные основания для таких суждений?

💰 Денежная компенсация как воздаяние. Еще в древности еврейские мудрецы, трактуя Тору, пришли к выводу, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть денежная компенсация. В Древней Иудее (как и в Риме) потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному.

⁉️ Нарушение принципа эквивалентности. Со временем использование денежной компенсации стало повсеместной нормой. И дело вовсе не в меркантильном подходе. Справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т.п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и божественное предписание единого закона для всех.

🔜 Трансформация в «золотое правило морали». Мало кто знает, но за много веков до Иисуса Христа еврейский мудрец Хиллел формулирует знаменитое предписание, вмещающее, по его словам, всю Тору: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему». Так принцип талиона начинает трансформироваться в «золотое правило морали».

В Коране и в исламе в целом прослеживается аналогичная эволюция по смягчению талиона.

📖 «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и помирится, тому награда будет от Аллаха». (7 в н. э., Коран, 42:40)

⚖️ Возмездие — символическая плата. Возмездие все больше трактуется как восстановление равновесия, как символическая, а не кровавая расплата. Само слово «уплата» («оплата») — «кисас» — это то же слово, которое обозначает воздаяние, но не кровную месть.

👁 Буквальное применение кисаса. Вместе с тем, в шариате сохраняется и буквальное применение кисаса. Сравнительно недавно в СМИ прогремела ужасающая история, служащая примером этого 👇

🧪 В 2004 году иранец Маджид Мовахеди ослепил Амене Бахрами, плеснув ей в лицо серной кислотой. В 2009 году шариатский суд постановил отплатить «равным за равное». Совершить приговор должна была сама пострадавшая, закапав в каждый глаз Маджида Мовахеди по 5 капель кислоты. Правда, в 2011 году по просьбе Бахрами приговор был изменен на денежный выкуп.

⚡️ В некоторых сурах Корана прощение прямо противопоставляется возмездию. При этом само воздаяние злом за зло рассматривается как зло, а мстящий приравнивает себя злодею.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;