Правила морали: 6 принципов всех времен
Правило «золотой середины»
Аристотель создал принцип, с помощью которого оценивал не только поступки, но и характеры. В этой части говорим о правиле золотой середины.
Рассмотрим правило «золотой середины», предложенное Аристотелем.
❗️ Учение о «золотой середине» — запрос на реалистичную моральную аксиому. Принцип «подставь вторую щеку» звучит красиво, но он совершенно нереалистичен. Он утверждает, что нельзя отвечать злом на зло, но в реальной жизни терпению рано или поздно приходит конец. Поэтому возникает запрос на более реалистичные моральные аксиомы — такой является аристотелевское учение о золотой середине.
Аристотель сделал несколько важных открытий в области морали 👇
📌 Добродетель — путь к счастью, и отчасти само счастье, которому можно научиться. По Аристотелю, добродетель — это «правильный нрав»: устойчивая внутренняя черта характера, которая помогает обуздать свои страсти и следовать правильному поведению. Аристотель утверждает, что добродетели можно научиться, «натренировать» ее.
🗣 «Счастье — это деятельность души в полноте добродетели».
🔎 Оценивать самого человека. Аристотель предлагает оценивать не последствия поступков и даже не их мотивы, а самого человека. Сделает этот поступок меня лучше или хуже? Помогает ли он культивировать какую-то добродетель? Или же он наоборот делает меня хуже и способствует пороку? Порок — это негативные черты характера, дурные, а добродетели — хорошие черты характера.
⚖️ Добродетель — середина между двумя крайностями. Обычно считается, что добродетели и пороки существуют парами: есть добродетель и есть соответствующей ей порок. Мужество и трусость, щедрость и жадность. Аристотель спрашивает, почему мы не видим другую сторону мужества? Мужество — это не просто противоположность трусости — это еще и противоположность безрассудной отваге. Мужество — это спокойное, уравновешенное отношение к опасности, а безрассудная отвага — бессмысленный риск, который часто является оборотной стороной трусости. Такое поведение демонстрируют люди, которые обезумели от страха и потеряли представление о реальности. Мужество находится одинаково далеко от этих двух полюсов. Так Аристотель формулирует понятие «золотой середины»: добродетель — есть середина между двумя крайностями.
🗣 «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает».
📕 Любопытно, что само название «золотая середина» Аристотель не использует. Оно закрепилось позже благодаря римскому поэту Горацию.
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, —
Дивных чертогов.
Правило «золотой середины» относится не ко всем добродетелям. Давайте посмотрим, как Аристотель пришел к такому выводу.
Рассуждая о том, как устроена добродетель, Аристотель делит все добродетели на два вида.
1️⃣ Дианоэтические — добродетели разума: благоразумие, мудрость.
2️⃣ Этические — добродетели воли: это мужество, дружба, щедрость.
Если знание — это обладание истиной, его противоположность — ложь, а где тогда золотая середина? Может быть правильнее ориентироваться не на истину, а на что-то среднее между истиной и ложью? Среднее между истиной и ложью — это полуправда, но полуправда — это все равно ложь. Значит, есть такие вещи, между которыми середины нет.
➡️ Получается, что правило «золотой середины» относится только к этическим добродетелям.
💡 Этическая добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком какого-то качества и его избытком.
Список этических добродетелей по Аристотелю 👇
1️⃣ трусость — мужество — бессмысленное геройство
2️⃣ бесчувствие — благоразумие — распущенность
3️⃣ скупость — щедрость — расточительство
4️⃣ мелочность — великолепие — пышность
5️⃣ малодушие — великодушие — дерзость
6️⃣ застенчивость — честолюбие — тщеславие
7️⃣ безвольность — сдержанность — гневливость
8️⃣ притворность — правдивость — хвастовство
9️⃣ неотесанность — остроумие — шутовство
🔟 зловредность — дружелюбие — угодливость
💁🏻♂️ Рецепт морального совершенства. Чтобы научиться добродетели, нужно сначала при помощи разума понять, где находится «золотая середина» и потом при помощи воли стараться удерживать себя в этой середине.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Этика Аристотеля привлекательна своей реалистичностью и практичностью. Но не все так просто.
Рассмотрим пример, о котором рассказывает Сократ 👇
🗡 Представим, что друг дал вам свой меч. Настало время его возвращать, но вы узнаете, что друг собирается покончить жизнь самоубийством и поэтому просит вернуть меч. Что делать? Вернуть или не возвращать? Две добродетели борются — добродетель честности заставляет вас вернуть меч, это же долг, а добродетель дружбы заставляет заботиться о жизни друга.
😧 Один поступок может быть одновременно и хорошим, и плохим. Конфликт двух добродетелей объясняет, что здесь наша моральная оценка амбивалентна. Поступки могут быть одновременно хорошими и плохими, потому что в них одновременно может культивироваться одна добродетель и ущемляться другая. В этом заключается главная трудность — выбор между двумя добродетелями. Мы не получаем ответа на вопрос: как поступить правильно?
📈 Объективной иерархии добродетелей не существует. В данной ситуации можно было бы сделать правильный выбор, если бы существовала объективная, единая шкала добродетелей, на которой добродетели были бы расставлены по иерархии, в порядке убывания важности. Такая система получила название трансцендентная иерархия ценностей, то есть независимая от нас. Но это философское понятие оказалось нереалистичным. Ни один философ не сумел обосновать подобную шкалу, а история культуры показывает, что у разных народов разные ценности в разных приоритетах.
Аристотель vs Сократ: о проблеме этического рационализма
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день