angle-down facebook instagram vkontakte warning

Кира Муратова

«Долгие проводы»: фильм на полке

Фильм был готов в 1971, но зрители увидели его лишь в 1987. Разберемся в причинах и особенностях фильма вместе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Наверняка вы уже слышали о таком понятии, как «положить на полку». На всякий случай объясним, что это такое. 🤬

«Положить на полку» — понятие, которое появилось в кинематографе тоталитарных и авторитарных стран, где некоторые неформатные фильмы не выпускали в прокат. Увидеть их можно было только на специальных показах и в библиотеках. 🤫

Впрочем, некоторые картины вообще уничтожали. Такая участь чуть не постигла «Цвет граната» Сергея Параджанова, «Комиссара» Александра Аскольдова и вторую часть «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. 😱

С «Долгими проводами» проблемы начались еще на стадии монтажа: Одесская киностудия требовала внести правки, но Муратова отказывалась. Переговоры шли два года, режиссера стояла на своем, в итоге фильм положили на полку, Муратову понизили до инженера по НОТ (научной организации труда), а студия осталась без премии, в чем, конечно, винила режиссера. Положение Муратовой только ухудшалось: вскоре ее понизили до студийного библиотекаря, а затем — хранителя музея при студии. 🥺

В узких кругах, среди кинематографистов, слава Муратовой росла: ее бывший мастер Сергей Герасимов помогал устраивать частные закрытые показы, и «Долгие проводы» стал даже культовым среди ВГИКовцев. 👏

🗞 Советская пресса встретила «Долгие проводы» холодно, что, впрочем, ожидаемо — вряд ли она стала бы хвалить фильм, который власти положили на полку.

Вот что писали о картине разные издания 👇

Выдержка из статьи Василия Соловьева, секретаря правления Союза Кинематографистов СССР, опубликованной в «Литературной газете», 1972 год: «Это мог бы быть интересный фильм о человеке, который входя в жизнь осознает свою ответственность, а Муратова повела разговор о некоммуникабельности, отчужденности, о безликости и бездуховности среды и т.д. В картине слабо ощущаются приметы нашей жизни, отдавая дань моде, молодой режиссер не критически воспринимает эстетические принципы некоторых зарубежных мастеров, оставляя в стороне социальные причины, определяющие их творчество».

«Знамя Коммунизма» (Одесса, 1972 год), статья писателя Гайденко: «Сегодня мы активно и справедливо осуждаем пороки фильма „Долгие проводы”, говорим, что подражание западным образцам пагубно, а разве раньше мы не могли предположить, что такое случится с режиссером Муратовой? Ведь все симптомы были налицо, но где же была критика».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎞 Помимо Киры Муратовой, важно запомнить еще три имени, которые упоминаются в титрах к фильму «Долгие проводы» — Наталия Рязанцева, Олег Каравайчук, Зинаида Шарко.

📝 Наталия Рязанцева — автор сценария, крупнейший советский и российский сценарист, классик кинематографа и даже, может быть, литературы. Рязанцева окончила ВГИК в 1962 году, с 1977 года преподает «Мастерство кинодраматурга», в том числе ведет сценарную мастерскую в своей альма-матер. Она — автор сценариев к таким фильмам, как «Крылья» Ларисы Шепитько, «Чужие письма» и «Голос» Ильи Авербаха, который к тому же был ее вторым мужем после брака с режиссером Геннадием Шпаликовым.

🎼 Олег Каравайчук — выдающийся композитор, дирижер, петербургский фрик, творческий путь которого занимает около 80 лет: он родился в 1927 году, начал писать музыку и выступать еще в детстве и делал это до конца своих дней в 2016 году.

Вот что о нем говорит музыкальный обозреватель Борис Барабанов👇

«Человек-миф, полностью растворившийся в своей музыке, пианист, начавший карьеру в семь лет с концерта для Иосифа Сталина и выдавший на экзамене в консерватории собственную импровизацию за Баха, композитор, написавший невероятное количество гениальной киномузыки, питерский затворник, мудрец и фрик. 85-летний Олег Каравайчук существует в природе как символ сверхъестественного начала, материализовываться перед публикой ему совершенно необязательно, легенды заменяют его физическое присутствие, и все-таки иногда он снисходит до простых смертных. Олег Каравайчук выбирает для своих выступлений не академические концертные залы, а музеи, галереи, клубы».

🎭 Наконец, Зинаида Шарко — театральная актриса, исполнительница главной роли в «Долгих проводах». Интересно, что сценарий фильма перекликается с личной драмой актрисы. Шарко летала на съемки из Ленинграда в Одессу, оставляла сына с отцом, к которому мальчик начал тянуться, как и главный герой «Долгих проводов». Вот что писала сама Шарко об этом: 👇

«Когда в перерывах между съемками приезжала домой и у нас возникали скандалы, сын был убежден, что я на нем репетирую, хотя это было чудовищное совпадение».

1. Афиша фильма «Долгие проводы»
2. Зинаида Шарко
3. Олег Владимирский
4. Сцена из фильма «Долгие проводы»
5. Финальная сцена из фильма «Долгие проводы»

👀 Посмотрите еще раз финал фильма «Долгие проводы». Одни считают этот конец счастливым, другие — трагичным. А как вы оцениваете такое завершение и почему?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;