Кира Муратова
«Долгие проводы»: фильм на полке
Фильм был готов в 1971, но зрители увидели его лишь в 1987. Разберемся в причинах и особенностях фильма вместе.
Наверняка вы уже слышали о таком понятии, как «положить на полку». На всякий случай объясним, что это такое. 🤬
«Положить на полку» — понятие, которое появилось в кинематографе тоталитарных и авторитарных стран, где некоторые неформатные фильмы не выпускали в прокат. Увидеть их можно было только на специальных показах и в библиотеках. 🤫
Впрочем, некоторые картины вообще уничтожали. Такая участь чуть не постигла «Цвет граната» Сергея Параджанова, «Комиссара» Александра Аскольдова и вторую часть «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. 😱
С «Долгими проводами» проблемы начались еще на стадии монтажа: Одесская киностудия требовала внести правки, но Муратова отказывалась. Переговоры шли два года, режиссера стояла на своем, в итоге фильм положили на полку, Муратову понизили до инженера по НОТ (научной организации труда), а студия осталась без премии, в чем, конечно, винила режиссера. Положение Муратовой только ухудшалось: вскоре ее понизили до студийного библиотекаря, а затем — хранителя музея при студии. 🥺
В узких кругах, среди кинематографистов, слава Муратовой росла: ее бывший мастер Сергей Герасимов помогал устраивать частные закрытые показы, и «Долгие проводы» стал даже культовым среди ВГИКовцев. 👏
🗞 Советская пресса встретила «Долгие проводы» холодно, что, впрочем, ожидаемо — вряд ли она стала бы хвалить фильм, который власти положили на полку.
Вот что писали о картине разные издания 👇
Выдержка из статьи Василия Соловьева, секретаря правления Союза Кинематографистов СССР, опубликованной в «Литературной газете», 1972 год: «Это мог бы быть интересный фильм о человеке, который входя в жизнь осознает свою ответственность, а Муратова повела разговор о некоммуникабельности, отчужденности, о безликости и бездуховности среды и т.д. В картине слабо ощущаются приметы нашей жизни, отдавая дань моде, молодой режиссер не критически воспринимает эстетические принципы некоторых зарубежных мастеров, оставляя в стороне социальные причины, определяющие их творчество».
«Знамя Коммунизма» (Одесса, 1972 год), статья писателя Гайденко: «Сегодня мы активно и справедливо осуждаем пороки фильма „Долгие проводы”, говорим, что подражание западным образцам пагубно, а разве раньше мы не могли предположить, что такое случится с режиссером Муратовой? Ведь все симптомы были налицо, но где же была критика».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
За что запретили фильм «Долгие проводы»?
🎞 Помимо Киры Муратовой, важно запомнить еще три имени, которые упоминаются в титрах к фильму «Долгие проводы» — Наталия Рязанцева, Олег Каравайчук, Зинаида Шарко.
📝 Наталия Рязанцева — автор сценария, крупнейший советский и российский сценарист, классик кинематографа и даже, может быть, литературы. Рязанцева окончила ВГИК в 1962 году, с 1977 года преподает «Мастерство кинодраматурга», в том числе ведет сценарную мастерскую в своей альма-матер. Она — автор сценариев к таким фильмам, как «Крылья» Ларисы Шепитько, «Чужие письма» и «Голос» Ильи Авербаха, который к тому же был ее вторым мужем после брака с режиссером Геннадием Шпаликовым.
🎼 Олег Каравайчук — выдающийся композитор, дирижер, петербургский фрик, творческий путь которого занимает около 80 лет: он родился в 1927 году, начал писать музыку и выступать еще в детстве и делал это до конца своих дней в 2016 году.
Вот что о нем говорит музыкальный обозреватель Борис Барабанов👇
«Человек-миф, полностью растворившийся в своей музыке, пианист, начавший карьеру в семь лет с концерта для Иосифа Сталина и выдавший на экзамене в консерватории собственную импровизацию за Баха, композитор, написавший невероятное количество гениальной киномузыки, питерский затворник, мудрец и фрик. 85-летний Олег Каравайчук существует в природе как символ сверхъестественного начала, материализовываться перед публикой ему совершенно необязательно, легенды заменяют его физическое присутствие, и все-таки иногда он снисходит до простых смертных. Олег Каравайчук выбирает для своих выступлений не академические концертные залы, а музеи, галереи, клубы».
🎭 Наконец, Зинаида Шарко — театральная актриса, исполнительница главной роли в «Долгих проводах». Интересно, что сценарий фильма перекликается с личной драмой актрисы. Шарко летала на съемки из Ленинграда в Одессу, оставляла сына с отцом, к которому мальчик начал тянуться, как и главный герой «Долгих проводов». Вот что писала сама Шарко об этом: 👇
«Когда в перерывах между съемками приезжала домой и у нас возникали скандалы, сын был убежден, что я на нем репетирую, хотя это было чудовищное совпадение».
О актрисе Зинаиде Шарко, которая сыграла главную роль в «Долгих проводах»
1. Афиша фильма «Долгие проводы»
2. Зинаида Шарко
3. Олег Владимирский
4. Сцена из фильма «Долгие проводы»
5. Финальная сцена из фильма «Долгие проводы»
О финальной сцене фильма: хэппи-энд, трагедия или улыбка Кабирии?
👀 Посмотрите еще раз финал фильма «Долгие проводы». Одни считают этот конец счастливым, другие — трагичным. А как вы оцениваете такое завершение и почему?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день