Кира Муратова
Фильмография Киры Муратовой
Муратова успела снять больше двадцати фильмов — остановимся на основных картинах и поймем, за что любили, а за что критиковали режиссера.
Поговорим о фильмах Киры Муратовой, которые мы вспоминали, но еще не проанализировали.
🧔🧑🏻 «Короткие встречи», 1967 год — первый самостоятельный фильм Муратовой, единственная картина, в которой она сыграла главную роль, дебютная работа в кино Нины Руслановой, которая появляется тут на одном экране с Владимиром Высоцким.
👩 «Познавая белый свет», 1978 год — картина, которая во многом возродила карьеру Муратовой после семи лет безработицы. Главную роль тут вновь играет Нина Русланова.
🌟 «Астенический синдром», 1989 год — мы уже говорили, что это один из главных фильмов перестройки, наравне с «Ассой». Только если «Асса» — романтическая история того времени, «Астенический синдром» — треш-трагедия. Многие критики считают этот фильм лучшей работой Муратовой.
🐎 «Увлеченья», 1994 год — первая постсоветская работа режиссера. И первая заметная роль Ренаты Литвиновой.
📝 «Второстепенные люди», 2001 год — это уже типичный муратовский постсоветский фильм, который повторяет те находки, которые встречались в картине «Три истории», вышедшей четырьмя годами ранее.
📕 «Чеховские мотивы», 2002 год — фильм, в котором Муратова снова цитирует Чехова. На этот раз она обращается к рассказу «Тяжелые люди» и пьесе «Татьяна Репина», но действия этих произведений Антона Павловича она переносит в современность.
1. «Короткие встречи», 1967
2. «Познавая белый свет», 1978
3. «Астенический синдром», 1989
4. «Увлеченья», 1994
5. «Второстепенные люди», 2001
6. «Чеховские мотивы», 2002
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжаем разговор о картине «Короткие встречи». Вот что сама Муратова говорила о том, как появилась идея фильма 👇
🗣 «Когда я приехала в Одессу, то увидела город, живущий без воды, ее все время запасают, она стоит в ведрах, тазах, ее отключают постоянно, и мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует в городе всей водой, причем воды никогда нет и у нее определенным образом все не ладится в жизни, приезжает и уезжает мужчина, а раз у него такая бродячая работа, то он, наверное, геолог. У него тоже своя жизнь, есть девушка, которая в него влюблена, и у них всех ничего не получается. Это и есть короткие встречи».
Почему Муратова сыграла главную роль в своем фильме «Короткие встречи» и кто должен был играть вместо Высоцкого?
💑 В фильме «Познавая белый свет» Муратова рассказывает историю об одинокой женщине, которая выбирает между двумя мужчинами.
🤷♀️ В «Коротких встречах» один мужчина выбирал между двумя женщинами — помоложе и постарше. Здесь же героиня Нины Руслановой тянется к симпатичному интеллигенту-недотепе, но есть еще и другой персонаж — ее жених, рубаха-парень, которого играет Алексей Жарков.
Вот что Муратова вспоминает о работе над этим фильмом, который она сняла на «Ленфильме» 👇
🤦🏻♀️ «Однажды только оказалась в Ленинграде (…) В какое-то одно из моих местных увольнений. Мне поначалу показалось: „Ах, какие здесь все интеллигентные!". Действительно, там все правильно разговаривали по-русски, умели быть светскими, но имели все те же претензии ко мне: „Зачем вы показываете помойки?!", „Почему у вашей героини так сильно накрашены губы!?"… Я помню, как мы сидели на „Ленфильме" и меня отчитывают один, второй, третий… „Кир, ну это надо сделать…". А я вдруг как взвою! Вот просто заорала не своим голосом: „Не буду показывать вам больше свое кино!”».
О фильме «Познавая белый свет», в котором мы уже видим тот самый стиль Муратовой
Остановимся подробнее на «Астеническом синдроме». Почему многие критики счатают его лучшей работой Муратовой? 🧐
🤩 «Астенический синдром» — фильм-какофония, в котором все принципы режиссера доведены до предела: замусоривание кадра, фриковатые актеры, пестрые света, бессюжетность, отсутствие главного героя — все это дает нам право называть его лучшим фильмом Муратовой.
😱 Фильм вызвал грандиозный скандал. 1989 год — это уже Перестройка, на экраны выходит «Маленькая Вера», но это все еще Советский Союз, а тут Муратова представляет деконструкцию, где все буквально рушится.
🌓 «Астенический синдром» делится на две части, что очень необычно для Муратовой, прежде она так не делала. Мы начинаем смотреть жуткий, депрессивный фильм, снятый в сепии — о том, как у женщины умер муж, она его хоронит, а потом одна в квартире бьет посуду. Вдруг перед нами уже снятый в цвете просмотровый зал — оказывается, мы 30 минут смотрели фильм в фильме, а теперь мы в настоящем.
📖 Сама Муратова говорила, что «Астенический синдром» — фильм без всякого социального заряда. Это явление не социальное, а возрастное: в какой-то момент человек чувствует, что его засасывает чрево мира. Монологи героев — отрывки из ее дневника, поэтому это очень личная работа для режиссера.
Почему вместо Муратовой в титрах к фильму «Среди серых камней» значится некий Иван Сидоров?
Завершим эту часть разговором о еще двух фильмах Муратовой — «Второстепенные люди» и «Чеховские мотивы».
🙈 Первый — типичный муратовский фильм постсоветского периода: пустыри, убийства, черный юмор, безумные персонажи. Есть, пожалуй, одна сцена, которая может впечатлить даже поклонников Ларса фон Триера — мужчина по-муратовски противно целуется с обезьяной.
📚 Во втором, «Второстепенные люди», Муратова, как мы уже говорили, обращается к Чехову. С этим писателем ее роднит врачебный взгляд на человека и ирония. К тому же их обоих часто обвиняет в мизантропии. В то же время эстетически картина далека от Чехова — все это снова какая-то клоунада, какофония.
⛪️ Обратите внимание на грандиозную сцену венчания в церкви — это некая пародия на то, что в 90-ые все снова начали венчаться. Муратова долго показывает этот процесс: отдельные группы людей, безумные, бессмысленные диалоги, привидение, которое является невесте.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день