Кира Муратова
Режиссерский стиль и любимые актеры Муратовой
От эстетства до грязи жизни, от взаимоотношений до мизантропии — Муратова часто показывала обе грани действий и чувств. Узнаем ее приемы и познакомимся с любимыми актерами.
✍️ Поговорим об уникальном стиле режиссера Муратовой.
Давайте сначала посмотрим, что сама режиссер говорила о кино и искусстве в целом 👇
«Любое искусство не является правдой, любое искусство является тем или иным уровнем лакировки модели мироздания, которую мы не можем охватить разумом».
А вот как оценивал работу с ней актер Георгий Делиев:
🗣 «Для всех поклонников ее таланта очевидно, что она гениальный режиссер, она отразила большую часть истории, имея свое собственное представление о людях, о жизни. У нее особый взгляд. Я для себя определил, что это взгляд инопланетянина, то есть она со стороны видит всю эту нелепость и абсурдность и в этом и есть какой-то юмор и трагизм».
О творческой эволюции Муратовой
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одних зрителей стиль Муратовой завораживает, других — невероятно раздражает. Точно одно: об этом режиссере можно говорить как об уникальном явлении в кинематографе. 🌟
Давайте сформулируем главные черты Муратовой-режиссера 👇
🤡 Актерская работа крайне стилизована. Муратова часто работает с непрофессиональными актерами, от которых требует не реалистичной игры, а клоунады и гротеска. Так она добивается органичности в созданном ею пестром и ироничном мире.
🌹Эстетство. В «Долгих проводах», у которых был бюджет, эстетство чистое: мы видим, как выстраивается кадр, как ставится свет. В поздних картинах, снятых за минимальные деньги, это эстетство становится ерническим, аляповатым, в духе «новых русских» того времени.
🐾 Грязь жизни. Она начала обращать на это внимание еще в своих первых работах, но отчетливо это проявляется позже — в «Познавая белый свет», «Перемена участи», «Астенический синдром». Герои этих картин — фрики, больные люди.
🗣 Вот фрагмент из интервью Дмитрия Быкова:
«— Ваши фильмы переполнены чудаками и уродами, начинает казаться, что мир только из них и состоит.
— Мне чрезвычайно нравятся те, кто не вписывается в мир, всякие оригиналы и добрые нонконформисты, со злыми чудаками мне скучно».
🕰 В целом — больное общество. Что неслучайно: Муратова снимает во времена брежневского застоя, в российские и украинские 90-е и не самые простые 00-е. Ее кино — отражение эпохи.
🤬 Мат — один из символов эпохи. Впервые в советском кино ругались матом именно у Киры Муратовой — в «Астенический синдроме». В 1989 году этот фильм запретили именно из-за нецензурной лексики.
🙅🏼♀️ У Муратовой нет ни одной сюжетной, тем более остросюжетной картины. Вместо сюжета — взаимоотношения: любовь, отчуждение, стремление к друг другу, переживания по поводу поведения другого человека, эмоциональные вспышки, полутона и зарисовки.
🙊 Недоверие к слову. Муратова не любит, когда герои говорят красиво, литературно. Она также заставляет их повторять одно и то же слово в кадре бесчисленное количество раз. Быков предполагает, что так Муратова полностью дискредитирует слово, доводит его до тотальной бессмысленности.
😠 Мизантропия. О себе Муратова говорила, что отдельных людей любит, а в целом — нет. Некоторые зрители хорошо чувствуют эту нелюбовь к человеку в ее фильмах. Муратову часто обвиняли в черствости.
1. Кира Муратова на «Ленфильме» во время съемок «Познавая белый свет», 1978
2. Кадр из фильма «Познавая белый свет», 1978
3. Кадр из фильма «Астенический синдром», 1989
4. Кадр из фильма «Астенический синдром». 1989
5. Рената Литвинова в фильме «Три истории», 1997
6. Сергей Маковецкий в фильме «Три истории», 1997
7. Рената Литвинова в фильме «Три истории», 1997
🎥 Зинаида Шарко, Рената Литвинова, Наталья Бузько, Нина Русланова, Георгий Делиев, Жан Даниэль — все эти актеры прочно ассоциируются с творчеством Муратовой, хотя снимались они, разумеется, не только у нее.
🤝 Рената Литвинова — муратовская женщина, героиня. Впервые она сыграла у Муратовой в 1994 году в фильме «Увлеченья». С тех пор она появлялась в еще нескольких картинах режиссера — «Три истории», «Настройщик», «Мелодия для шарманки», «Два в одном» и «Вечное возвращение». Кроме того, Литвинова писала для Муратовой сценарии: ее новелла «Офелия, безвинно утонувшая» легла в основу сценария одной из частей «Трех историй».
Вот что вспоминает Литвинова:
🗣 «Так вышло, что я встретила Киру едва окончив ВГИК , и именно она открыла для меня все двери в кино, став примером и главным учителем: никогда не предавать себя, уметь быть против всех и оказаться правой, а главное любить кино больше всего на свете».
🎭 Наталья Бузько, Георгий Делиев и Жан Даниэль пришли к Муратовой из телешоу «Маски-шоу». Они — и комики, и одновременно лица своего времени 90-х. Помните, в начале дня мы говорили, что работа с непрофессиональными актерами и отражение эпохи — отличительные черты стиля Муратовой?
🎞 Нина Русланова — стопроцентно муратовская актриса. Свою дебютную роль в кино она сыграла именно у нее — в «Коротких встречах». Они продолжат сотрудничать и дальше — Русланова появится в «Познавая белый свет» и «Настройщике»
1. Нина Русланова и Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи», 1967
2. Нина Русланова в фильме «Настройщик», 2004
3. Наталья Бузько в фильме «Астенический синдром», 1989
4. Наталья Бузько в фильме «Два в одном», 2006
5. Рената Литвинова в фильме «Три истории», 1997
6. Рената Литвинова в фильме «Настройщик», 2004
7. Рената Литвинова в фильме «Мелодия для шарманки», 2009
О творческом пути актрисы Нины Руслановой
Как атеизм Муратовой отразился на ее творчестве
📽 В своих ранних работах — «Короткие встречи» и «Долгие проводы» — Муратова во многом ориентируется на итальянских режиссеров — Феллини, Антониони, а также на французский кинематограф, в частности Годара. К 1978 году, когда она снимает «Познавая белый свет», уже появляется ее запоминающийся, непохожий на других стиль. Попробуйте описать его: по каким признакам можно определить, что перед нами — фильм Муратовой?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день