Кира Муратова
«Три истории»: постсоветские культурные коды
Основные темы «Трех историй» — смерть и убийство. В следующей части узнаем, как режиссер раскрывала их.
Разберемся в фильме «Три истории». Вот 5 фактов, которые стоит о нем запомнить:
🖋 Название — «Три истории» — не отражает содержание фильма, а лишь сообщает нам о его структуре.
🌟 Если «Астенический синдром» и «Асса» — главные фильмы Перестройки, то «Три истории» вместе с работами Алексея Балабанова можно назвать главными постсоветскими фильмами.
💰 Фильм снимался продюсерской компанией Игоря Толстунова «НТВ Профит» при участии компании НТВ, поддержке Государственного Комитета по кинематографии России, а также участии Одесской киностудии и Министерства Искусств и Культуры Украины. Из этого можно понять, насколько трудно в то время было искать финансирование.
👏 Именно эту картину Кира Муратова посвятила памяти своего учителя — Сергея Аполлинариевича Герасимова. Вот что писал об этом Дмитрий Быков:
🗣 «Фильм Муратова посвятила памяти любимого педагога, из любви и благодарности, а еще потому что в „Трех историях” особенно чувствуется ироническая, трезвая школа позднего Герасимова».
В то же время фильм далек от социалистических идеалов Герасимова, поэтому неизвестно, как бы он на самом деле на это отреагировал.
🦋 Сама Муратова говорила, что все три истории в фильме объединяет тема смерти и убийства. Ей всегда хотелось снять фильм, как «Молчание ягнят».
Вот что она сама говорила о «Трех историях»👇
🗣 «Я не понимаю, когда мне говорят, что после этого фильма не хочется жить. Старайтесь смотреть на кино как на опиум, отраду, усладу, утеху. Самая мрачная вещь, если она хорошо сделана, оставляет впечатление радости. Это же творчество, это не значит, что я не люблю жизнь, а люблю смерть, другое дело, что смерть меня интересует».
Как мы уже сказали, фильм состоит из трех частей, объединенных одной темой — смерти и убийства 😱
1️⃣ Первая часть — «Котельная № 6» — история неудачника, маленького человека, которого достала квартирная хозяйка и он ее убил, перерезав бритвой горло. Главную роль играет Сергей Маковецкий
2️⃣ Вторая — «Офелия» — снята по сценарию Ренаты Литвиновой, которая и исполнила там главную роль. В этой части можно также увидеть Ивана Охлобыстина в роли врача, влюбленного в Офу. Главная героиня работает в архиве больницы. Она не любит ни мужчин, ни женщин, ни детей — «Этой планете я поставила бы ноль». Офа находит матерей, которые в роддоме отказываются от своих детей, и их убивает. Ее литературный идеал — шекспировская Офелия, судьбу которой Офа мечтает устроить одинокой женщине, своей матери, Александре Ивановне Ивановой, которая много лет назад отказалась от нее.
3️⃣ Наконец, третья — «Девочка и смерть». Это история о старике, которого великолепно играет Олег Табаков, и маленькой девочке. Пожилой мужчина крутит кофейную мельницу, сидя в инвалидном кресле. Соседская маленькая девочка с ним играет, время от времени раздражая старика. Ребенок рассказывает старику об ожиданиях взрослых — после его смерти им с мамой достанется его комната. В какой-то момент девочка приносит дедушке стакан воды с крысиным ядом. Выпив эту воду, старик умирает.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Кадры из первой части — «Котельная №6»
3, 4. Кадры из второй части — «Офа»
5, 6. Кадры из третьей части — «Девочка и смерть»
Чехов, Шекспир и Шуберт — культурные коды «Трех историй»
Поговорим немного о Ренате Литвиновой — любимой актрисе позднего творчества Муратовой.
🌟 Как актриса она дебютировала в 1989 году в фильме Аллы Суриковой «Две звезды» — Литвинова сыграла в этой весьма посредственной картине эпизодическую роль.
🐎 В 1994 году она получила главную роль в фильме Муратовой «Увлеченья». Самые известные ее роли у этого режиссера будут позже — «Три истории» и «Настройщик».
🌲 Широкую известность Литвинова получила в 2002 благодаря сериалу Александра Митты «Граница. Таежный роман».
🎞 Сегодня на ее счету более 30 фильмов, в которых Литвинова участвовала как актриса, 14 раз она выступила сценаристом и 6 раз режиссером. Среди ее лучших фильмов — замечательная документальная картина «Нет смерти для меня», где она рассказывает об актрисах советского кино, а из игровых — «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты».
Вот что Литвинова вспоминает о встрече с Муратовой👇
🗣 «Это было на кинофестивале „Арсенал", я тогда только закончила сценарный факультет ВГИКа и Кира прочитала меня и хотела даже поставить мой первый опубликованный сценарий „Принципиальный и жалостливый взгляд Алека”, кстати это в чем-то и взгляд Киры Георгиевны тоже очень принципиальный и жалостливый. Первое впечатление от нее, то как она пронзительно смотрела и какая она была добрая и веселая одновременно, Кира всегда вселяла в меня какую-то радость, это было необъяснимо, или она меня очень удивляла».
🖤 Литвинова был практически единственной актрисой, которая присутствовала на похоронах Киры Муратовой в Одессе в 2018 году. Большинство актеров это событие проигнорировали.
Маковецкий, Охлобыстин, Кушнир, Табаков, — о том, как Муратова работает с совершенно разными актерами
👩⚕️👨⚕️ Офа в «Трех историях» — одна из лучших литвиновских ролей у Муратовой. Прекрасно помогает ей в этом и Иван Охлобыстин — он играет главврача больницы, в которой работает Офа. Посмотрите эту прекрасную сцену в их исполнении:
👨⚕️: Я должен знать, что вы любите есть, пить, какое время суток вы предпочитаете, какой сезон в природе, погоду, цвет, запах, какого литературного героя вы представляете в своем воображении, когда вы засыпаете или вот когда вы так покуриваете, глядя непонятно?
👩⚕️: Да, ну вы же знаете, и все знают, что я люблю Офелию, невинно утонувшую. И нет прекраснее и чище ее!
Разбор сцены, в которой героиня Литвиновой преследует героиню Бузько
✍️ Если вы посмотрели фильм «Три истории» целиком, наверняка какая-то из частей понравилась вам больше. История про неудачника, маленького человека в исполнении Маковецкого? Или часть с роковой красавицей Офой, которую играет Литвинова? А может, история про старика в исполнении Табакова, убитого маленькой девочкой?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день