Мюзикл: сочетание жанров
История мюзикла
Мюзикл — один из немногих жанров, который стал возможен только после появления звукового кино. От дебютных картин до золотого века: проследим хронологию жанра.
1. Джордж Гроувс, пионер звука в кино, который записывал саундтрек к фильму «Дон Жуан», получает премию Оскар в номинации «Лучший звук»
2. Команда Vitaphone в Голливуде, Джордж Гроувс второй слева в первом ряду
3. Джордж Гроувс записывает комедийную актрису Фанни Брайс в мюзикле «My Man» с использованием сценического микшера
4. Джордж Гроувс демонстрирует постановочный микшер двум актерам в «Песне пустыни»
5. Звукопоглащающие корпусы для фотоаппаратов Vitaphone
Поговорим об истории жанра.
🎷 Киномюзикл стал возможен, только когда в кино пришел звук. Хотя кино старалось звучать и до этого: таперы подыгрывали фильмам на живых инструментах, иногда это даже была специально написанная для фильма музыка. Иногда параллельно киноленте просто ставилась граммофонная пластинка.
🎼 В те годы музыку для кино могли писать и большие композиторы. Например, к фильму 1908 года «Убийство герцога Гиза» музыку писал Камиль Сен-Санс, а к фильму «Антракт» Рене Клера писал Эрик Сати, но все это были звуковые дорожки, которые исполнялись отдельно.
🎧 В 1926 году появляется «Витафон» — система звукозаписи и звуковоспроизведения, когда на грампластинку пишется фонограмма отдельно от фильма. Она в себя включает звуки — скрип двери, шелест листьев, а чуть позже уже и слова, и диалоги, и песни. Видео и аудио дорожки существует отдельно и включаются синхронно. Это было сложно, иногда артикуляция не совпадала. Первый звуковой фильм в истории — это картина 1926 года «Дон Жуан». Этот фильм не содержит реплик, но там много шумов.
🎞 В 30-е годы научатся записывать звуковую дорожку оптическим способом на пленку.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Первый фильм со словами «Певец джаза»
Кадры из мюзикла Ллойда Бэкона «42 улица», 1933
В 1927 году с выхода фильма «Певец джаза» начинается история киномюзикла. Первая половина 30-х годов считается всплеском мюзикла — это было время великой депрессии, люди находились в тяжелом эмоциональном состоянии, им был нужен развлекательный жанр, способный отвлечь от тревог.
🕺 Первый значительный киномюзикл — «42 улица» 1933 года Ллойда Бэкона — комедийный фильм, знаменит прежде всего танцевальными номерами, которые ставил великий Басби Беркли. При создании этого фильма впервые была использована технология съемки под фонограмму: сначала записывались все песенные номера, а уже потом актеры перед камерой просто открывали рот под уже записанную фонограмму.
Любопытно, что мюзикл сделан в поджанре бекстейдж, когда за сценой повествуется о постановке спектакля.
Но примерно к 1935 году мюзиклы зрителям изрядно надоели. Даже когда снимался «Цилиндр», уже чувствовался кризис жанра.
Великий хореограф Басби Беркли
⭐️ «Золотой век» мюзикла — это 40-е и 50-е годы, послевоенное время, когда всем хочется забыться и отвлечься. В эти годы продолжает творить Фред Астер, который начал еще в 20-е, и появляется Джин Келли, вторая половина 40-х и 50-е — это время их соперничества: Фред уже ветеран, Джин еще молодой, но оба находятся в расцвете карьеры, очень сильные, творчески активные, они делят между собой Голливуд.
🔥 Еще это время, когда два очень больших режиссера приходят на сцену — это Стенли Донен и Винсент Миннелли. Они снимают цветастые, яркие и динамичные мюзиклы — «Американец в Париже», «Поющие под дождем», «Театральный фургон», «Жижи». Расцвет голливудского мюзикла приходится на 50-е годы. Поставлены все эти мюзиклы Доненом и Миннелли при участии Келли и Астера.
Особенность мюзиклов 40-х и 50-х годов — дивертисмент. Подробнее в видео 👇
В конце 60-х появляется ревизионистский мюзикл.
🧐 Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются и переосмысливаются традиционные элементы жанра. То есть проводится ревизия жанра.
Появление ревизионистского мюзикла связано с Новым Голливудом, который переосмысливал все традиционные жанры.
⭐️ Первые ласточки в области ревизионистского мюзикла появились еще в 1954 году: тогда великий Джордж Кьюкор снял фильм «Звезда родилась». Это очень новаторский мюзикл: в нем есть четкое разделение на две линии — одна музыкальная, другая драматическая, Кьюкор сознательно сводит в одном фильме чистую драму и чистый мюзикл. В этом фильме тоже есть дивертисмент, но он сюжетно оправдан: героиня фантазирует, какие ей еще спектакли суждено сыграть.
К ревизионистским мюзиклам можно отнести, например, фильмы «В ясный день увидишь вечность», «Бриолин», «Лихорадка субботнего вечера», «Плакса», «Лак для волос» и, конечно, все мюзиклы Боба Фосса, например, «Весь этот джаз» и «Кабаре», о котором мы поговорим в субботу. Это эталон ревизионистского мюзикла: Фосс тоже четко разбивает пространство мюзикла и пространство драмы.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день