Немецкий экспрессионизм
Фильмография
Галопом по Европам пока не получится, границы закрыты. А вот галопом по фильмографии немецкого экспрессионизма — это запросто. Посмотрим, как менялось течение и кто его меня.
Кадры из фильма «Пражский студент», 1913
👨🎓 «Пражского студента» 1913 года иногда не относят к экспрессионизму. Чаще фильм характеризуют как символизм. Его сняли Стеллан Рюэ и Пауль Вегенер. Причем Пауль Вегенер еще и актер, он исполнил главную роль студента Балдуина.
🦹♂️ С этого фильма часто начинают историю немецкого кино. Конечно, это не первый немецкий фильм, но первый художественный фильм такого уровня. Еще его считают первым фильмом ужасов.
👏 Премьера состоялась в Германии 22 августа 1913 года. У него есть три ремейка. Один из них снят Хенриком Галееном в 20-е.
✍️ Сценарий написал Ганс Гейнц Эверс. Это крупнейший литератор эпохи символизма, его романы часто экранизировали. Он взял за основу «Вильяма Вилсона» Эдгара По и романтическую поэзию Альфреда де Мюссе. Еще он вдохновлялся «Удивительной историей Петера Шлемиля» Шамиссо и «Приключениями в новогоднюю ночь» Гофмана.
👥 Все истории относятся к романтизму и объединены темой двойничества — доппельгангера. Героя «Вильяма Вильсона» преследует его двойник, герой «Удивительной истории Петера Шлемиля» продает тень, а герои Гофмана и «Пражского студента» — отражение в зеркале.
🧟♂️ Фильм снимали в Праге. Пражская архитектура вдохновила режиссеров, а ее история, связанная с алхимиками и кабалистикой, стала идеальной основой для фильма ужасов. Пауль Вегенер в 1920 году снимет там еще один фильм — «Голем, как он пришел в мир».
🔳 Оператор использовал каше. Это такое обрамление кадра, когда он затемнен, а в центре мы видим изображение в кружке или ромбе.
💭 Использовалась двойная экспозиция — наслоение одного кадра на другой. Здесь это оправдано тем, что главного героя преследует его двойник.
🔊 Музыку написал композитор Джозеф Уайсс. Во время премьеры он играл на фортепиано.
🖼 Стиль съемок вдохновлен живописью. Например, есть эффект кьяроскуро — контраста света и тени, который станет неотъемлемой частью экспрессионизма. Историк кино Жорж Садуль отмечает, что Пауль Вегенер мог вдохновиться живописью Караваджо и Хосе де Риберы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Голем, как он пришел в мир», 1920
Следующий фильм «Голем, как он пришел в мир». Это немой фильм Карла Безе и Пауля Вегенера👇
📹 Вегенер всегда работал сорежиссером, потому что был еще и актером. Ему требовался еще один человек, который стоял бы за камерой и режиссировал. Хотя они тоже активно участвовали в съемках, его соавторов обычно даже не упоминают.
3️⃣ Вегенер снял три истории о Големе. Его вдохновил знаменитый роман Густава Майринка «Голем».
📺 Какими был эти ленты. Первый одноименный фильм снят в 1915 году, когда вышел роман. Фильм не сохранился. Второй фильм назывался «Голем и танцовщица», он вышел в 1917 году и больше напоминал пародию. Третий «Голем» мы разбираем сейчас.
🖋 Сценарий написали с Хенриком Галееном. Потом он станет самостоятельным режиссером и создаст свою версию «Пражского студента».
🏰 Художником был Ханс Пельциг. Это крупнейший архитектор эпохи экспрессионизма, создатель берлинского театра «Большой Шаушпильхаус». Театр уже снесли, но его главный зал — «Пещера сталактитов» — был шедевром.
«Усталая смерть»: история одного похищения
Кадры из фильма «Раскольников», 1923
Следующий фильм — «Раскольников». Это лента 1923 года от режиссера Роберта Вине, который создал «Кабинет доктора Калигари» 👇
📚 Это экранизация романа Достоевского. Фильм показывает предел развития экспрессионизма.
💤 Сон Раскольникова в фильме — способ показать тотальное искажение мира. Он доказывает влияние Достоевского на экспрессионизм. У каждого немецкого бюргера дома было собрание сочинений Достоевского. Мрачная петербургская атмосфера романа отразилась на искусстве того времени.
👱♂️ Раскольникова сыграл Григорий Хмара. Это украинский, русский, немецкий и французский актер. В 1910 году его приняли во МХАТ и оценивали как актера с удивительным сценическим обаянием.
✨ В 1922 году Хмара уехал из СССР. До этого он много играл в театре и кино. Например, в 1916 году снялся в фильме «Невеста студента Певцова» крупного режиссера Евгения Бауэра.
👏 В 1923 году сыграл главную роль в фильме «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский». Его тоже снимал Роберт Вине, автор «Раскольникова» и «Кабинета доктора Калигари».
📺 Сыграл в шедевре Георга Вильгельма Пабста «Безрадостный переулок». После он переехал во Францию и уже в 1956 году снялся в фильме Жана Ренуара «Елена и мужчины» вместе с Ингрид Бергман.
💌 Сестру Раскольникова играла Алла Тарасова. Это великая советская актриса и театральный педагог. Она долго играла во МХАТе, во время Гражданской войны гастролировала с Качаловской группой — труппой артистов во главе с Василием Качаловым. Несколько лет жила за границей, поэтому и смогла сняться в «Раскольникове» у Роберта Вине.
🖤 Какой фильм стал ассоциироваться с немецким экспрессионизмом?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день