angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Немецкий экспрессионизм

История течения

Изучим истоки экспрессионизма и поймем, как он зарождался и становился частью искусства. Начнем с контекста и предпосылок.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильмов «Голем» и «Усталая смерть»

🖤 Началом экспрессионизма считают 1920 год — именно тогда вышел фильм «Кабинет доктора Калигари».

📼 Другие критики утверждают, что экспрессионизм начался в 1913 году вместе с фильмом «Пражский студент» Пауля Вегенера. А концом считают середину 30-х с «Завещанием доктора Мабузе» Фрица Ланга и «Вампиром» Теодора Дрейера.

🔜 Точные хронологические рамки: 1920-й — начало 30-х. Таким образом, «Пражский студент» 1913-го и «Голем» 1915-го года являются предтечами немецкого экспрессионизма.

📺 Пауль Вегенер, создатель «Пражского студента» и «Голема», был первым режиссером-экспрессионистом. Он уделял огромное внимание романтической эстетике, готическим сюжетам и темным сторонам человеческого существования.

☄️ Экспрессионизм повлиял на появление хоррора. Хотя есть мнения, что на хоррор повлиял и импрессионизм, и нуар.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Олег о немецком экспрессионизме

⚖️ В эпоху Возрождения человек равнялся Богу. Эпоха Просвещения выдвинула тезис, что мир устроен разумно, а человек — основной носитель этого разума. Но тут выяснилось, что все носители высоких идеалов, соотечественники Канта, Моцарта, Бетховена и Манна готовы убивать друг друга в кровавой войне. Человечество будто вышло за рамки сознания и действовало бессознательно, инстинктивно. В то время учение Фрейда о бессознательном уже было популярно. Немецкий экспрессионизм тоже погружает нас в бессознательное.

✍️ Концом войны стало заключение Версальского мира. Версальско-Вашингтонская система была новым мироустройством, за рамками которого остались СССР и Германия.

🇩🇪 Это наложило отпечаток на развитие немецкого общества. Германия чувствовала себя униженной и ощущение общенациональной покинутости породило образ Калигари.

«Кабинет доктора Калигари» — это констатация упадничества. Такое настроение и привело к власти Гитлера — его диктатура стала ответом на все мрачные вопросы. Он решил завоевать весь мир, уничтожить множество людей и так достичь общего счастья. Болезненная эпоха унижения и беспросветности нашла болезненный выход в новой войне.

📖 Крупнейший немецкий киновед Зигфрид Кракауэр написал книгу «От Калигари до Гитлера» — исследование немецкого кино в контексте немецкой культуры и политики. Автор утверждает, что Калигари и Гитлер находятся на одной оси. Это не относится к восприятию фильма: сама картина не была катализатором идеологии Гитлера. В то время была еще Веймарская республика.

⚰️ Ремарк в «Трех товарищах» и «Черном обелиске» тоже воспроизвел эпоху. Мы видим психбольницы, публичные дома, кладбища. Германия и сама напоминала кладбище, герои которого устроили пир во время чумы.

Экспрессионизм в живописи

Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Как живопись, архитектура и театр повлияли на немецкий экспрессионизм 👇

🖌 Деятели течения связаны с театром. Они были актерами, художниками-постановщиками, режиссерами. Например, Пауль Лени, режиссер «Кабинета восковых фигур», работал декоратором в театре у Макса Рейнхардта. Уильям Дитерле, актер и режиссер, играл в его постановках. Другие крупнейшие режиссеры той эпохи — Роберт Вине, Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени и Хендрик Галеен.

Немецкий экспрессионизм многим обязан закону 1916 года. Немецкие власти запретили показывать иностранные фильмы, и в Германии начали снимать больше. Только в 1914 году появилось 24 фильма, а в 1918 — уже 130. В то время кино снимали на студии UFA (Universum Film AG).

💸 Повлияла даже инфляция. Люди легко расставались с деньгами и тратили их на развлечения: чаще всего на кино и выпивку.

🤝 В 20-х Германия вошла в новую систему миропорядка, открылись границы, начался культурный обмен. Немецкие картины стали популярными и престижными на международном рынке.

💵 Нововведения экспрессионизма появились из-за недостатка денег. Режиссеры не могли позволить себе роскошные павильоны, все было условно и просто. Так рождались новаторские идеи, необычные декорации, свежие пластические решения.

🚀 1923–1924 годы — эпоха позднего декоративного экспрессионизма. Появились фильмы «Раскольников» Роберта Вине и «Кабинет восковых фигур» Пауля Ленни. Теперь главной была форма — она всегда влияла, но здесь достигла гротеска. Эстетика экспрессионизма удвоилась. Это подтверждает сцена сна в «Раскольникове» и декоративность «Кабинета восковых фигур».

🎭 Экспрессионизм в широком плане реализовался и в эпоху раннего звукового кино — этот период называют поздним экспрессионизмом. Сюда относятся фильмы Фрица Ланга и Карла Теодора Дрейера.

👀 Экспрессионизм визуален. С появлением звука на первый план вышел театральный психологизм — это затемняет первичную эстетику экспрессионизма.

🚇 Эпоха экспрессионизма была недолгой. Уже в начале 30-х ситуация в Германии стабилизируется. Культурный обмен был очень активным, появилось множество голливудских фильмов. Уже не нужна была такая мрачность, а новые зарубежные фильмы привлекали другими жанрами. Экспрессионизму сложно противостоять приключениям и мелодрамам. Зрители устали от чрезмерности острых углов и контрастов света и тени.

🤺 Приход к власти нацистов только ускорил конец экспрессионизма. У них были более классицистические взгляды на кино: здоровье, труд, атлетизм.

🎬 Тем не менее экспрессионизм повлиял на нацистский кинематограф и Голливуд. Немецких режиссеров звали снимать фильмы в Америке. Мурнау и Лени еще до прихода Гитлера многое сделали для голливудского кинематографа, особенно для хоррора и нуара.

👉 Послушаем о каммершпилевиде театральной немецкой драмы, а завтра зайдем в «Кабинет доктора Калигари».

Символика и заставка UFA, крупнейшей киностудии Германии

❤️ Если вы уже были знакомы с немецким экспрессионизмом, вспомните свой опыт. Когда узнали о жанре и что успели посмотреть?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;