angle-down facebook instagram vkontakte warning

Немецкий экспрессионизм

«Кабинет доктора Калигари»

С «Кабинета доктора Калигари» начинается немецкий экспрессионизм. Из-за этого даже появился термин «калигаризм», который доказал влияние фильма на кинематограф и театр. Посмотрим, в чем особенности его эстетики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари»

📝 Аннотация. Молодой человек по имени Фрэнсис рассказывает ужасную историю. Его друг, он сам и их любимая девушка стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари.

💎 Фильм сняли в 1920 году. Режиссером стал Роберт Вине, а сценарий написал Ганс Яновиц и Карл Майер.

⚡️ «Кабинет доктора Калигари» впервые показал уникальность кино. До этого оно было очень близко к театру и литературе. В начале двадцатого века преобладала новая драма, натурализм, выходят и вестерны, и фантастические картины, и мелодрамы, но кино все еще не считают чем-то грандиозным и отдельным.

💡 Этот фильм доказывает, что кинематограф — отдельное искусство. Он может не придерживаться никаких реалистических тенденций и течений, а быть чистым искусством, отражением бессознательного. К этому списку добавляем «Пражского студента» Пауля Вегенера, «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса, «Нетерпимость» и «Сломанные побеги» Дэвида Уорка Гриффита, «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна, «Алчность» Штрогейма и фильмы Чарли Чаплина. Благодаря этим лентам все поняли, что кино — это не просто балаган и развлечение, а великое искусство.

🔥 «Кабинет доктора Калигари» — главный фильм немецкого экспрессионизма. Вместе с этим он один из лучших фильмов в мире и обязательный пункт программы всех киновузов. Он вдохновил Мурнау, Ланга, Пабста, повлиял на всю Германию. Режиссеры стали снимать в павильонах и больше внимания уделять декорациям.

💨 Эстетикой и образами фильм повлиял и на развитие французского хоррора, и на советское кино. «Франкенштейн» 1931-го, «Мумия» 1932-го, «Черный кот» 1934-го, «Аэлита» 1924-го, «Шинель» 1926-го — везде есть отсылки к этому фильму.

Откуда возникло имя Калигари? Говорят, в редкой книге «Неизвестные письма Стендаля» упоминалось имя французского офицера Калигари, с которым Стендаль познакомился в театре Ла Скала. Но на самом деле этого письма не существует, исследователи так и не нашли его. Поэтому история происхождения имени все еще загадка.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что Олег думает о «Кабинете доктора Калигари»

Постеры к фильму

Как создавали фильм 👇

🤝 Сценаристы Ганс Яновиц и Карл Майер не только написали, а фактически придумали фильм. Они оба были пацифистами и ненавидели Первую мировую войну. Причем Яновиц служил и пережил все лично, а Карл Майер симулировал безумие, чтобы не попасть на войну. С тех пор он не доверял врачам и людям у власти. Все это скажется на фильме: Калигари — отрицательный персонаж, психиатр и представитель власти.

✏️ Сценарий писали зимой 1918–1919 годов. Яновиц называл себя отцом, который сажает семена, а Майера — матерью, которая потом собирает урожай. На работу повлияло творчество Пауля Вегенера, его «Голем» и «Пражский студент».

🤖 На сценарии отразилось также представление «Человек и машина». Там показывали загипнотизированного человека. В этом состоянии он вдруг преисполнился огромной нечеловеческой силы. Мотив гипноза и управления человеком перейдет в «Кабинет доктора Калигари».

🔫 Тема убийства в фильме тоже взята из реальности. Яновиц утверждает, что в 1913 году стал свидетелем убийства. Он шел по парку в Гамбурге и увидел, как девушка пропала в кустах, из которых послышались крики, а потом оттуда вышел состоятельный с виду мужчина и скрылся. На следующий день Яновиц прочитал в газете об убийстве в парке.

🎬 Режиссером планировали сделать Фрица Ланга. Готовым сценарием заинтересовался продюсер Эрих Поммер и хотел позвать Ланга, но тот был занят на другом проекте. Он выбыл из «Кабинета…», но по одной из версий предложил обрамляющий сюжет. Фильм начинается в дурдоме и там же заканчивается, поэтому большая часть картины — такой огромный флешбэк. Именно Фрицу Лангу показалось, что эта история должна быть видением безумца.

💡 Но есть версия, что эта идея не принадлежала Фрицу Лангу. Говорили, он планировал снять сцену в нормальных декорациях, сделать ее объективной, показать взгляд со стороны обитателей дурдома. А уже когда герой начнет вспоминать страшную историю о докторе Калигари, зритель перенесется в мир экспрессионистских декораций.

📺 Ланг выбыл из проекта, поэтому продюсер нашел режиссера Роберта Вине. Еще один продюсер студии «Декла», которая занималась производством, нанял художника Херманна Варма, чтобы он создал декорации.

Кто автор «Кабинета доктора Калигари»

Поговорим о съемках 👇

🧩 Варм придумал, что декорации должны быть максимально условными. Он решил, что натуралистический или реалистический антураж не подходит. Только графический и фантастический стиль, напоминающий ночной кошмар. С этой идеей он обратился к еще двум художникам, своим друзьям, которые с разрешения продюсера подключились к работе. Это Вальтер Рейман и Вальтер Ререк.

🖼 Вместе они обращаются к экспрессионистскому стилю, берут за основу живопись. Продюсеры и режиссеры соглашаются. Хотя режиссер Роберт Вине потом будет утверждать, что это была его идея и его решение сделать предельно условные графичные декорации.

🖤 Новаторство как способ создания фильма. Все благодаря предельной мрачности, поэтичности, болезненности и совершенно новаторским декорациям, которых еще не было в истории кино. Даже декорации Жоржа Мельеса были менее условными, хотя тоже напоминали развлекательную карикатуру. Но потом кино уже обрело вес и художники старались делать декорации все более реалистичными. И вдруг «Калигари» предлагает совершенно другой тип — антиреалистический, чем удивляет всех.

🛠 Съемки заняли месяц с декабря 1919 года до января 1920 года. Весь фильм сняли в студии, натурных съемок не было. Павильон был маленький и старый, его построили в 1914 году, и он уже не подходил под новые нужды. Но маленький павильон выбрали из-за нехватки денег. Это позволяло создавать условное пространство. Когда места мало, фантазия художника работает максимально.

🎪 Некоторые сцены пришлось вырезать из-за недостатка места. Например, роскошную процессию цыган на ярмарке, главную героиню в карете, погоню на лошадях.

🎦 Операторская работа очень простая. Все снимали общими или средними планами. Иногда возникали очень крупные планы, которые шокировали: будто бы актер набрасывался на зрителя.

📼 Монтаж тоже был очень простой, все склеивали из больших частей. Фильм считают одним из примеров артхауса.

Конрад Фейдт в «Кабинете доктора Калигари»

Как прошел прокат фильма 👇

💫 Фильм понравился и ценителям искусства, и массовому зрителю. Широкая аудитория ходила на него как на обычный коммерческий хоррор.

🚀 Была большая рекламная кампания, по всему Берлину висели афиши. Рекламировать фильм начали еще до завершения съемок. На афишах была надпись «Вы должны стать Калигари». Но никто не знал, кто такой Калигари, для всех это было большой загадкой, ответ на которую очень хотелось найти.

👏 Фильм представили через месяц после конца съемок в Берлине. Причем создатели очень волновались, как его примут. Например, продюсер Эрих Поммер говорил: «Это будет ужасный провал!». Но фильм приняли отлично, хотя отрицательные отзывы тоже встречались. Прокат был удачным и за границей. Например, в Америке им занималась компания выдающегося продюсера Сэмюэля Голдвина.

❤️ «Кабинет…» получил признание критиков. Во Франции режиссеры приняли его на ура и относились как к первому авангарду. Абель Ганс называл его великолепным, говорил, что это огромный урок для режиссеров. А Рене Клер сказал, что фильм отбросил реалистическую догму в сторону. Картину хвалил и известный теоретик кино и режиссер Луи Деллюк. Особенно ему нравился ритм фильма. А вот в нашей стране мнения разделись. Например, Эйзенштейн очень невзлюбил это кино.

📺 А вы как думаете, могут сценаристы и художники наравне с режиссером считаться авторами фильма или все же нет?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;