Немецкий экспрессионизм
«Кабинет восковых фигур»
Фильм Пауля Лени «Кабинет восковых фигур» — немой фильм ужасов 1924 года. Изучим одну из самых известных работ немецкого экспрессионизма.
Кадры из фильма «Кабинет восковых фигур», 1924
📝 Аннотация. Хозяин музея восковых фигур нанимает писателя, чтобы тот написал рассказы о персонажах его экспозиции — Гаруне Аль-Рашиде, Иване Грозном и Джеке-потрошителе.
3️⃣ В этом фильме играют три величайших немецких актера: Эмиль Яннингс, Конрад Фейдт, Вернер Краусс. Их отлично дополняет Уильям Дитерле, о нем мы поговорим подробнее. Яннингс исполняет роль Гаруна Аль-Рашида из «1000 и 1 ночи», роль Ивана Грозного — у Конрада Фейдта, а Джек-Потрошитель — Вернер Краусс, фаворит Жана Ренуара.
⚡️ Если «Кабинет доктора Калигари» отмечает первый период в развитии экспрессионизма, то «Кабинет восковых фигур» открывает второй. Новый экспрессионизм, как его иногда называют, отходил от двухмерности и декораций на холстах. Теперь хотелось объема и архитектуры.
💭 Так у экспрессионизма появилось две тенденции. Первая — ультра условная. Это Роберт Вине и его фильмы «Кабинет доктора Калигари», «Раскольников». И вторая — более осязательное, пластическое кино. Это «Голем» и «Кабинет восковых фигур».
👁 Фильм повлияет на следующие хорроры. Например, «Черная суббота, или Три лица страха» Марио Бава 1963 года — это антология ужаса из трех новелл, как и в «Кабинете…». В такой же манере снят британский классический хоррор «Глубокой ночью» 1945 года и «Сад пыток» Фрэнсиса 1967 года.
📺 Фильм состоит из трех новелл, зритель постоянно перемещается в пространстве и времени. Первая новелла посвящена халифу Гаруну Аль-Рашиду. Это восток, Багдад, сказочная архитектура, напоминающая о сказках «Тысячи и одной ночи». Вторая новелла об Иване Грозном. Это уже Русь, меха, соболя, снег, бороды, царские пытки. Третья новелла посвящена Джеку-Потрошителю. Это Лондон и викторианский мрак. Планировали и четвертая новелла о Ринальдо Ринальдини, атамане разбойников, но режиссер решил убрать ее из сценария.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Что значит фильм для Олега
Поговорим о сюжете и съемках 👇
🎪 Три новеллы объединены. Герой Уильяма Дитерле, молодой поэт, приходит на ярмарку, идет в кабинет восковых фигур, засыпает рядом и они ему снятся.
🎬 Пространство и декорации гротескные, условные. Лотта Эйснер подчеркивает, что у Лени своя концепция пространства. Оно абсолютно не реалистично, а иногда и вовсе отсутствует, как в третьей новелле.
✒️ Советский режиссер и теоретик кино Сергей Юткевич тоже говорил об условности окружающей среды. Пауль Лени довел ее до предела и вступил в творческий диспут с Фрицем Лангом, потому что он трактует пространство менее условно.
🗞 Третью новеллу о Джеке Потрошителе Лотта Эйснер назвала самой экспрессионистской. Новелла о Гарун Аль-Рашиде — сказочная, в новелле про Ивана Грозного уже больше экспрессионистских черт, а третья — чистый экспрессионизм. На зрителя давит многослойность образов, тени чертового колеса и карусели, убегающие фигуры девушек, образ Джека Потрошителя как навязчивый кошмар, от которого не избавиться.
🎦 Пауль Лени находится под влиянием экспрессионизма, но постепенно избавляется от него. В следующих фильмах он останется, но приобретет декоративную форму. Поздний экспрессионизм — он как раз декоративный. Это неслучайно, ведь Пауль Лени художник-оформитель, поэтому декоративная составляющая для него важна.
🎬 После успеха фильма Пауля Лени в 1926 году пригласили в Голливуд. Он снял там четыре фильма и умер во время создания пятого. Есть версия, что он работал над «Дракулой», но подтверждений нет.
🤝 К позднему декоративному экспрессионизму можно отнести и «Метрополис» Ланга. Там тоже преобладает декоративная составляющая.
Что особенного в новелле о Джеке-Потрошителе
Уильям Дитерле и Пауль Лени
Поговорим об актере Уильяме Дитерле и режиссере Пауле Лени👇
✨ Уильям Дитерле — немецкий и американский актер и режиссер. Он долго проработал в Америке, но его имени нет в списках гениев Голливуда, хотя он создавал значимые фильмы эпохи.
🌃 Одна из самых удачных картин — «Сон в летнюю ночь» 1935 года. Это экранизация спектакля Макса Рейнхардта, учителя Дитерле. Он работал в театре и играл в постановках Рейнхардта. И когда Рейнхардт приехал в Голливуд, спасаясь от нацистов, ему предложили снять «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. А он кино не снимал, поэтому позвал на помощь Дитерле.
👁 Еще он снял «Горбуна из Нотр-Дама» и «Дьявола и Дэниела Уэбстера». Первый несет в себе отпечаток немецкого экспрессонизма. Эти два фильма считаются самыми выдающимися в его карьере. Были и две биографические ленты — «Повесть о Луи Пастере» и «Жизнь Эмиля Золя», которая получила «Оскар» как лучший фильм. А Уильям Дитерле номинировался как лучший режиссер.
🎬 Пауль Лени — режиссер «Кабинета восковых фигур». Он художник-оформитель и декоратор в театре и кино. В 15 лет переехал в Берлин, работал иллюстратором в ателье. Три семестра посещал академию изобразительных искусств. Потом работал в городском театре, где сотрудничал с Максом Рейнхардтом. А с 1916 года начал режиссерскую карьеру.
📺 Какая новелла из трех понравилась больше и почему именно она?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день