Немецкий экспрессионизм
Особенности немецкого экспрессионизма
Изучим особенности немецкого экспрессионизма и поймем, что для него было характерно.
👨🎨 Крупные выразительные планы. Они были уже в «Кабинете доктора Калигари», но развивались и после него.
👀 К ним добавляются условный грим, стилизованная актерская игра, контрастное освещение и угловатые формы, когда мир будто состоит из осколков.
💡 Светофильтры и ускоренное воспроизведение. Это видно в «Носферату, симфонии ужаса». А общая мрачность атмосферы производит гнетущее впечатление, демонстрирует зло и показывает, что оно есть в каждом.
В энциклопедии экспрессионистов французский исследователь Ришар пишет:
🗣 «Предметы, представленные схематично, оказывались обозначенными, а не изображенными».
👁 Любой предмет в экспрессионизме становится знаком. Например, не лестница, а ее гротескный фантастический образ, не лампа, а конструкция, напоминающая нам о реальном предмете. Мы погружаемся в мир символов, словно всю вселенную пропустили через сито кошмарного сна.
Кем был Эмиль Яннингс
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Те самые крупные планы: Кадры из «Фауста», 1926
📐 Часто выбирали неожиданные острые углы съемки. Камера была снизу и сверху, чтобы передать эффект эмоциональности, показать страх героя
🎭 Декорации — нереалистические, намеренно геометризированные. Иногда части видимого мира просто рисовали. Например, в «Кабинете доктора Калигари» мы видим нарисованные тени, окна: это все даже не настоящие декорации, а будто дешевый театральный задник. Такой подход подчеркивает условность мира внутри экспрессионистских фильмов.
🔮 Основные темы — безумие, сумасшествие, предательство и сновидение. Эти темы характерны для интеллектуального кино, потому что на широкую аудиторию обычно рассказывают о любви, приключениях, поисках золота, путешествиях. А здесь наоборот — погружение в темные зоны и интерес к внутреннему миру человека.
💥 На сюжеты повлияла война: люди справлялись с травмой и через искусство. Это говорит о восстании кинематографа против реалистических тенденций театра, литературы и кинематографа предшествующей эпохи.
🎦 Связь между экспрессионистским кино и архитектурой. В фильмах иногда появляются декорации, которые кажутся гротескным прочтением архитектуры экспрессионизма. Особенно это характерно для «Метрополиса», он выглядит архитектурным фильмом. Или, например, церкви архитектора Доминика Бема. Они напоминают декорации из фильмов экспрессионизма.
🏛 Еще один пример — «Чилихаус» в Гамбурге. Это одиннадцатиэтажное складское здание для товаров из Чили. Его строил Фриц Хегер, один из самых известных мастеров немецкого архитектурного экспрессионизма. Иногда этот дом называют «Нос корабля», потому что своими остроугольными формами он напоминает морское судно.
Что нужно знать о Конраде Фейдте
Кадры из фильма «Метрополис», 1927
Еще несколько отличий немецкого экспрессионизма 👇
📓 Исследователи Зигфрид Кракауэр и Лотта Эйснер утверждали, что немецкий экспрессионизм — воплощение коллективной совести нации. Депрессия, подавленность, увлечение зрелищами, желание забыться, новые надежды выражались через архитектуру, живопись, театр и кино. Экспрессионизм — искусственный и пугающий мир, подобие театрально-архитектурного кошмара. Лотта Эйснер выразила суть течения в культовой книге «Демонический экран», а Зигфрид Кракауэр все описал в «От Калигари до Гитлера».
⚖️ По фильмам немецкого экспрессионизма можно сделать вывод, что приход нацистов был неизбежен.Уже по «Кабинету доктора Калигари» ясно, что нация находится в упадке и лишена общего стержня.
🔥 Экспрессионистский кинематограф стал визуальным манифестом. Он выразил романтические идеалы и мечты о сверхчеловеке, которые теперь повернулись теневой стороной.
💶 Один из выдающихся продюсеров — Эрих Поммер. Он начал свою карьеру в 1907 году в немецком отделении французской кинокомпании «Гамон» (Gaumont), одной из самых первых в мире.
🎬 В 1915 году он основал студию «Декла». Там выпускали приключенческие, детективные, драматические и исторические фильмы. В 1920-м «Декла» стала крупнейшей немецкой кинокомпанией после компании «УФА». Но уже в 1921 году частично перешла под ее контроль. Поммер занял там одну из управленческих позиций и до 1926 года отвечал за производство фильмов. Тогда выходили «Кабинет доктора Калигари», «Доктор Мабузе, игрок», «Нибелунги», «Михаэль», «Последний человек», «Варьете», «Тартюф», «Фауст», «Метрополис» и даже «Голубой Ангел» с Марлен Дитрих.
👨✈️ Поммер успел поработать в США и даже переехать туда насовсем. Все из-за прихода нацистов, которые считали, что кино могут делать только арийцы.
🖤 Поммер помогал продюсировать фильмы Ланга, Офюльса и продвигал кино еще и во Франции. А в Америке он работал на студиях «Двадцатый век Фокс» (20th Century Fox) и «РКО, радио Пикчерс» (RKO Radio Pictures Inc.). В британский период снимал кино с Александром Кордой, Альфредом Хичкоком. В 1946 году Поммер вернулся в Германию и отвечал за реорганизацию немецкой киноиндустрии. Благодаря ему вышли многие фильмы и большинство шедевров немецкого экспрессионизма.
Об актере Вернере Крауссе
🤔 Из-за какого приема или особенности вам нравится немецкий экспрессионизм?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день