Немецкий экспрессионизм
Влияние течения
Экспрессионистский кинематограф стал визуальным манифестом. Он выразил романтические идеалы и мечты о сверхчеловеке, которые теперь повернулись теневой стороной.
Влияние немецкого экспрессионизма
🖤 Началом экспрессионизма считают 1920 год — именно тогда вышел фильм «Кабинет доктора Калигари».
🔜 Точные хронологические рамки: 1920-й — начало 30-х. Таким образом, «Пражский студент» 1913-го и «Голем» 1915 года являются предтечами немецкого экспрессионизма.
📺 Пауль Вегенер, создатель «Пражского студента» и «Голема», был первым режиссером-экспрессионистом. Он уделял огромное внимание романтической эстетике, готическим сюжетам и темным сторонам человеческого существования.
❌ Немецкий экспрессионизм многим обязан закону 1916 года. Немецкие власти запретили показывать иностранные фильмы, и в Германии начали снимать больше. Только в 1914 году появилось 24 фильма, а в 1918 — уже 130. В то время кино снимали на студии UFA (Universum Film AG).
🎭 Экспрессионизм в широком плане реализовался и в эпоху раннего звукового кино — этот период называют поздним экспрессионизмом. Сюда относятся фильмы Фрица Ланга и Карла Теодора Дрейера.
👀 Экспрессионизм визуален. С появлением звука на первый план вышел театральный психологизм — это затемняет первичную эстетику экспрессионизма.
🎬 Экспрессионизм повлиял на нацистский кинематограф и Голливуд. Немецких режиссеров звали снимать фильмы в Америке. Мурнау и Лени еще до прихода Гитлера многое сделали для голливудского кинематографа, особенно для хоррора и нуара.
💌 Особенности направления — выразительные крупные планы, условный грим, стилизованная актерская игра, контрастное освещение и угловатые формы, когда мир будто состоит из осколков. Еще добавляется символизм, светофильтры и ускоренное воспроизведение.
🎭 Декорации — нереалистические, намеренно геометризированные. Иногда части видимого мира просто рисовали. Например, в «Кабинете доктора Калигари» мы видим нарисованные тени, окна: это все даже не настоящие декорации, а будто дешевый театральный задник. Такой подход подчеркивает условность мира внутри экспрессионистских фильмов.
🔮 Основные темы — безумие, предательство и сновидение. Эти темы характерны для интеллектуального кино, потому что на широкую аудиторию обычно рассказывают о любви, приключениях, поисках золота, путешествиях. А здесь наоборот — погружение в темные зоны и интерес к внутреннему миру человека.
📓 Исследователи Зигфрид Кракауэр и Лотта Эйснер утверждали, что немецкий экспрессионизм — воплощение коллективной совести нации. Депрессия, подавленность, увлечение зрелищами, желание забыться, новые надежды выражались через архитектуру, живопись, театр и кино. Экспрессионизм — искусственный и пугающий мир, подобие театрально-архитектурного кошмара. Лотта Эйснер выразила суть течения в культовой книге «Демонический экран», а Зигфрид Кракауэр все описал в «От Калигари до Гитлера».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Награды немецкого экспрессионизма
Современные представления о Носферату
Афиши фильмов немецкого экспрессионизма
#чтопочитать по экспрессионизму
📖 Зигфрид Кракауэр. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино, 1977
📖 Лотта Эйснер. Демонический экран, 2010
📰 Олег Ковалов. Во тьме времен
📰 Алина Рослякова. Вернер Краусс — Апология актера
👀 Опишем немецкий экспрессионизм одним словом. Каким?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день