Никита Михалков
Стиль Никиты Михалкова
Михалков часто обращается к классической литературе и вдохновляется старой Россией. Посмотрим, как это выражается в кино.
Поговорим о том, что выделяет Михалкова среди других режиссеров 👇
👒 Его стихия — это старая Россия: он снимает фильмы про 19 век, начало 20 века, времена революции и Гражданской войны, советские 30–50 годы.
🌂 Михалков показывает не реальный мир, не реконструкцию. Его мир — желаемый, романтизированный, с большой долей ностальгии, похожий на сон, воспоминание, фантазию. Это мир усадебной чеховской пасторали создается с помощью точных деталей, воспроизведения фактуры эпохи.
👛 Особенно это видно в фильме «Пять вечеров»: в финальном кадре камера проходится по всей комнате, и мы видим разные детали, предметы быта, которые характеризуют героев и эпоху.
Показательно воспоминание Александра Адабашьяна о том, как проходили съемки фильма «Неоконченная пьеса» — даже на съемках режиссер создавал нужную атмосферу, которая погружала в эпоху 👇
🗣 «Фильм снимался в Пущине, в то время идиллическом городке на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов. Уже в самом выборе этого места для съемок была режиссура — актеры все лето жили на одном месте, в хороших и покойных условиях быта, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период провел в Пущине. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на „дело“ и „не дело“ не существовало. Неизвестно, где рождались те интонации, жесты, маленькие черточки поведения, составлявшие ткань той или иной роли, — на репетиции, на съемочной площадке или в бильярдной, либо в тени операторского зонтика на пляже — весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало».
Никита Михалков часто обращается к классической русской литературе — давайте посмотрим, к какой.
Вот примеры 👇
🔸 «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» снят по мотивам романа Гончарова «Обломов».
🔸 «Очи черные» — по нескольким рассказам Чехова, включая «Даму с собачкой».
🔸 «Солнечный удар» снят по «Солнечному удару» и «Окаянным дням» Бунина.
🎞 Чаще всего фильмы Михалкова — это не экранизация, а скорее фильм по мотивам книги, вдохновленный литературным произведением.
🖼 Вдохновляет его и живопись: пейзажи в «Обломове» вдохновлены Венециановым и Сорокой — произведениями двух крупнейших мастеров жанровой живописи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна
Михалков — командный игрок. Он ищет единомышленников, подбирает людей так, что они потом долго работают вместе.
В его постоянной команде 🔻
▪️ Сценарист и художник-постановщик Александр Адабашьян — о нем мы уже рассказывали.
▪️ Композитор Эдуард Артемьев: они работали вместе на всех фильмах, кроме картины «Очи черные». Итальянские продюсеры настояли на том, чтобы музыку писал Франсис Лей.
▪️ Режиссеры монтажа — Людмила Елян и Элеонора Праксина.
▪️ Сценарист Владимир Моисеенко.
▪️ Художник-постановщик Владимир Аронин.
▪️ Художник по костюмам Сергей Стручев.
▪️ Постоянные операторы Никиты Михалкова — Владислав Опельянц, Вилен Калюта. 8 картин он сделал с оператором Павлом Лебешевым.
Лебешев пишет о Михалкове 👇
🗣 «Он вообще потрясающе умеет вытянуть из каждого все, что тот способен дать картине, и при этом безошибочно отбирает, что нужно и что не нужно. Команду Михалков подбирает так, будто собирается с ними до самой смерти не расставаться».
🎭 Актеры у него тоже постоянные. Михалков — главный актерский режиссер российского кино последних 50 лет. В его кино очень много от них зависит, поэтому Михалков дает им много играть, работать над психологическим раскрытием персонажа.
😮 В его картинах много по-театральному говорят, звучит оживленное многоголосие, взрывные монологи, диалоги-баталии.
🕺 Часто Михалков, будучи актером, сам показывает актерам, как нужно играть.
👨👩👧👦 Никогда михалковский актер не существует в изоляции: он всегда встраивает его в ансамбль. Его картины всегда густо населены, при этом проходных персонажей в них нет.
Любимый оператор Никиты Михалкова — Павел Лебешев
Никита Михалков — постмодернист или король треша?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день