angle-down facebook instagram vkontakte warning

Никита Михалков

Стиль Никиты Михалкова

Михалков часто обращается к классической литературе и вдохновляется старой Россией. Посмотрим, как это выражается в кино.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Поговорим о том, что выделяет Михалкова среди других режиссеров 👇

👒 Его стихия — это старая Россия: он снимает фильмы про 19 век, начало 20 века, времена революции и Гражданской войны, советские 30–50 годы.

🌂 Михалков показывает не реальный мир, не реконструкцию. Его мир — желаемый, романтизированный, с большой долей ностальгии, похожий на сон, воспоминание, фантазию. Это мир усадебной чеховской пасторали создается с помощью точных деталей, воспроизведения фактуры эпохи.

👛 Особенно это видно в фильме «Пять вечеров»: в финальном кадре камера проходится по всей комнате, и мы видим разные детали, предметы быта, которые характеризуют героев и эпоху.

Показательно воспоминание Александра Адабашьяна о том, как проходили съемки фильма «Неоконченная пьеса» — даже на съемках режиссер создавал нужную атмосферу, которая погружала в эпоху 👇

🗣 «Фильм снимался в Пущине, в то время идиллическом городке на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов. Уже в самом выборе этого места для съемок была режиссура — актеры все лето жили на одном месте, в хороших и покойных условиях быта, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период провел в Пущине. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на „дело“ и „не дело“ не существовало. Неизвестно, где рождались те интонации, жесты, маленькие черточки поведения, составлявшие ткань той или иной роли, — на репетиции, на съемочной площадке или в бильярдной, либо в тени операторского зонтика на пляже — весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало».

Никита Михалков часто обращается к классической русской литературе — давайте посмотрим, к какой.

Вот примеры 👇

🔸 «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» снят по мотивам романа Гончарова «Обломов».

🔸 «Очи черные» — по нескольким рассказам Чехова, включая «Даму с собачкой».

🔸 «Солнечный удар» снят по «Солнечному удару» и «Окаянным дням» Бунина.

🎞 Чаще всего фильмы Михалкова — это не экранизация, а скорее фильм по мотивам книги, вдохновленный литературным произведением.

🖼 Вдохновляет его и живопись: пейзажи в «Обломове» вдохновлены Венециановым и Сорокой — произведениями двух крупнейших мастеров жанровой живописи.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Никита Михалков

Союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна

Александр Адабашьян и Никита Михалков

Михалков — командный игрок. Он ищет единомышленников, подбирает людей так, что они потом долго работают вместе.

В его постоянной команде 🔻

▪️ Сценарист и художник-постановщик Александр Адабашьян — о нем мы уже рассказывали.

▪️ Композитор Эдуард Артемьев: они работали вместе на всех фильмах, кроме картины «Очи черные». Итальянские продюсеры настояли на том, чтобы музыку писал Франсис Лей.

▪️ Режиссеры монтажа — Людмила Елян и Элеонора Праксина.

▪️ Сценарист Владимир Моисеенко.

▪️ Художник-постановщик Владимир Аронин.

▪️ Художник по костюмам Сергей Стручев.

▪️ Постоянные операторы Никиты Михалкова — Владислав Опельянц, Вилен Калюта. 8 картин он сделал с оператором Павлом Лебешевым.

Лебешев пишет о Михалкове 👇

🗣 «Он вообще потрясающе умеет вытянуть из каждого все, что тот способен дать картине, и при этом безошибочно отбирает, что нужно и что не нужно. Команду Михалков подбирает так, будто собирается с ними до самой смерти не расставаться».

🎭 Актеры у него тоже постоянные. Михалков — главный актерский режиссер российского кино последних 50 лет. В его кино очень много от них зависит, поэтому Михалков дает им много играть, работать над психологическим раскрытием персонажа.

😮 В его картинах много по-театральному говорят, звучит оживленное многоголосие, взрывные монологи, диалоги-баталии.

🕺 Часто Михалков, будучи актером, сам показывает актерам, как нужно играть.

👨‍👩‍👧‍👦 Никогда михалковский актер не существует в изоляции: он всегда встраивает его в ансамбль. Его картины всегда густо населены, при этом проходных персонажей в них нет.

Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Любимый оператор Никиты Михалкова — Павел Лебешев

Павел Лебешев на съемках «Рабы любви» с Александром Адабашьяном, Никитой Михалковым и Александром Калягиным, 1975 год

Никита Михалков — постмодернист или король треша?

Кадр из фильма «Солнечный удар», реж. Никита Михалков, 2014

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;