Никита Михалков
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Во время проката фильм не пользовался популярностью, но позже был признан абсолютной классикой, расширившей язык кинематографа 70-х годов.
Почему нам важно поговорить об этом фильме
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — дебют Никиты Михалкова в полном метре.
✏️ Аннотация: 1920-е годы, маленький город на юге России. Гражданская война закончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих. Пятеро друзей — бывших красных бойцов — вступают с ними в смертельную схватку. Подозрение в предательстве падает на одного из них, и, сбежав от товарищей, он должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
👍👎 Фильм не пользовался популярностью после выхода. По сборам в прокате он занял только 22 место и получил холодным прием: фильм критиковали за чрезмерный экшн и следование канонам вестернов. Сегодня лента признана абсолютной классикой, расширившей язык кинематографа 70-х годов.
1. Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
2. Кадр со съемок фильма
Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» снят в жанре истерн.
Что это такое 👇
🤠 Истерн — жанр приключенческих фильмов, названный так по аналогии с вестерном, только действие истернов происходит на Востоке, а не на Западе.
🔴 Не путайте истерн с красным вестерном: красными называют вестерны, которые снимались в социалистических странах — по сюжету действие происходило на Диком Западе. Действие же истернов разворачивается не на Диком Западе, а на Кавказе или в Сибири. К красному вестерну можно отнести фильмы «Сыновья большой медведицы», «Человек с бульвара Капуцинов» и чешский пародийный фильм «Лимонадный Джо».
🕑 Если временные рамки вестерна широки — середина 19 века — середина 20 века, то временные рамки истерна чаще всего ограничиваются временем Гражданской войны.
🍝Истерн берет схемы и формулы спагетти-вестерна 🔻
▪️ моральный кодекс, которому следуют главные герои,
▪️ отрицательные образы бизнесменов и капиталистов,
▪️ критическое отношение к цивилизации,
▪️ критическое отношение к церкви,
▪️ критическое отношение к американской мечте.
🎥 Михалков при создании фильма вдохновлялся картинами Серджо Леоне: у него есть почти прямые цитаты из фильмов Леоне: например, выразительные крупные планы.
🧐 Любопытно, что сначала фильм назывался «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком» — такое название (впрочем, как и «Свой среди чужих, чужой среди своих») тоже отсылает к спагетти-вестернам, которым были свойственны длинные и странные названия.
🎬 До Михалкова в этом жанре мало кто успел поработать: в 1936 году учитель Михалкова Михаил Ромм снял фильм «Тринадцать», в 1969 Владимир Мотыль снял картину «Белое солнце пустыни». Но Михалков сделал настоящий аттракцион с перестрелками, ритмом, свойственным жанру, погонями, в котором еще и чувствуется влияние Новой волны.
Дуэль Михалкова с поездом
Сцена из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Нехватка пленки, мастерская съемка в движении и монтажные эксперименты — обсуждаем то, как был снят фильм.
Актеры, музыка и монтаж 👇
🧠 Идея. В основу фильма легла повесть «Красное золото», которую Михалков написал вместе с Эдуардом Володарским. Повесть была написана по газетной заметке — оттуда и взяли сюжет.
🎭 Актеры. Этот фильм — целая россыпь звезд, многих из которых открыл именно Михалков. Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Николай Пастухов, Анатолий Солоницын, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров — все эти актеры стали классиками, а мощный старт большинству из них дал этот фильм.
🎥 Камера и свет. Оператору фильма Павлу Лебешеву приходилось работать в сложных условиях. Бюджет фильма был маленький, света не хватало, иногда мы видим, как камера уходит в темноту, но Лебешев виртуозно снимает даже при плохом освещении. Пленка была плохого качества, иногда давала брак, поэтому в фильме есть ляпы — из-за брака не удавалось выбрать правильный дубль. Иногда цветное изображение становится черно-белым — это не прием, а тоже нехватка пленки. Лебешев мастерски меняет технику съемки: здесь и съемка с руки, отсылающая нас к Новой волне, и сцены снятые с крана — в предельно студийной манере, и выразительные крупные планы, намекающие на спагетти-вестерн, и мастерская съемка в движении.
✂️ Монтаж. Михалков был еще молодым режиссером и хотел пробовать разные приемы и техники, поэтому он использует всевозможные средства, в том числе и монтажные. Монтаж не классический: монтажные склейки заметны. Как и в спагетти-вестернах, здесь может использоваться резкий переход, скачок от крупного плана к общему или импульсивный рваный монтаж, характерный для Новой волны.
🎵 Музыка. Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев — он и дальше будет работать с Михалковым. 40 лет спустя под эту музыку был погашен Олимпийский огонь на закрытии олимпийских игр в Сочи.
Кадры со съемок фильма
Особенности фильмов 60–70-х, посвященных Гражданской войне
🔲Мы поговорили о талантливом операторе фильма Павле Лебешеве. Подумайте, какие кадры вам запомнились.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день