Нуар
Понятие нуара
В этих криминальных драмах мы встречаемся с атмосферой пессимизма и разочарования, циничным главным героем, светом и тенью. Познакомимся с характеристикой нуара, чтобы знать основу жанра.
Кадры из фильма «Мыс страха», реж.
Дж. Ли Томпсон, 1962
⚡️ Нуар возник в начале 40-х — шла Вторая мировая война. Она накладывала отпечаток на то, как люди и кинематографисты воспринимают мир вокруг. А еще с середины 40-х начинается Холодная война — это тоже не улучшает эмоциональный фон.
Нуар делится на условные периоды:
1️⃣ Ранний нуар — 1940–1943 годы. К этому периоду относится фильм «Мальтийский сокол».
2️⃣ Зрелый нуар — 1943–1949 годы. Здесь появляются классические ленты — «Двойная страховка», «Лора» и «Белое каление». Название фильма иногда переводят как «Белая горячка», но никакого отношения к алкоголизму он не имеет. Это именно «Белое каление» или White heat.
3️⃣ Поздний нуар — 1950–1958 годы. Сюда относятся «Асфальтовые Джунгли» Джона Хьюстона — отца нуара, «Целуй меня насмерть» и «Печать зла» Орсона Уэллса — этим фильмом обычно завершают нуар.
🔎 Что такое эпоха классического нуара? Она относится к периоду между двумя фильмами — «Мальтийский сокол» и «Печать зла». Но списки нуара включают в себя и картины, снятые раньше, в 1940. А также некоторые ленты начала 60-х: например, «Мыс страха».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Убийцы», реж. Марика Бейку, Александр Гордон, Андрей Тарковский, 1956
📌 Термин закрепился только в 70-х. Тогда уже появился неонуар.
📺 А в 40-х эти фильмы называли по-разному. Чаще всего мелодрамами или криминальными драмами. Критики обращались к знакомой системе жанров, где у нуара пока не было места.
⁉️ Киноведы и историки искусства спорят, является ли нуар жанром. Наш эксперт Олег Грознов думает, что нуар — все же не жанр. Это, скорее, определенная эстетика и мироощущение, потому что жанры там действительно разные. Например, «Касабланка» тоже реализована в эстетике нуара, но она не относится к нему напрямую.
📔Во Франции термин прижился раньше, чем в Америке. Это произошло в 50-х, когда его подхватили два кинокритика и киноведа Раймон Борд и Этьен Шометон. В 1945 они написали книгу «Панорама американских кинонуаров». Там они определили основные принципы жанра. Книга была написана, когда эпоха нуара еще не закончилась. Но при этом течение уже было сформировано и понятно.
📜 Какие принципы выделяли Борд и Шометон?
1️⃣ Фильм должны быть сновидческими и странными. То есть казаться не столько реальным происшествием, сколько сновидением.
2️⃣ В них должен присутствовать эротический элемент — и речь не про эротические сцены, ведь их запрещал кодекс Хейса.
3️⃣ Они должны быть амбивалентными, то есть неоднозначными и жестокими.
👁 Нуар ассоциируется с особым визуальным стилем. Он не был характерен для голливудского кинематографа того времени. Это неслучайно: многие визуальные находки нуара пришли в США из Европы. Но это не отменяет того, что в основе нуара лежит один из традиционных для американского кинематографа жанров — криминальная драма или гангстерский фильм. Он был популярен до принятия кодекса Хейса. Самый известный пример гангстерского кино — «Маленький Цезарь», «Враг общества».
🖤 Нуар — это готический обертон. Его основа — это не родственность готической архитектуре, а атмосфера. Это то, что мы подразумеваем под словом «готика», когда характеризуем литературу начала 19 века, произведения Анны Радклиф или Джона Полидори.
👥 В нуаре есть социальная проблематика. Но чаще на втором или третьем плане. В ранний и зрелый периоды фильмы были низкобюджетными, дорогостоящие снимались редко, становились фильмами категории Б. Например, «Обгон» Эдгара Олдмора. Конечно, были и звездные хиты. Но нуару было комфортнее со средним бюджетом, потому что большие деньги подразумевали и большой контроль.
🔞 Многие темы запрещались кодексом Хейса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code). Алкоголизм, измены, секс, обнаженные тела — это нарушало цензуру. Но режиссеры выкручивались, потому что в кодексе были и строгие запреты, и просто рекомендации, которые удавалось обходить.
🌍 Нуар появлялся и в других частях мира. В 40-х и 50-х подобия нуаров появятся в Японии, Франции. Например, «Бездомный пес» Акира Куросавы, первый курсовой короткометражный фильм Андрея Тарковского «Убийцы» по рассказу Хемингуэя.
1. Уилл Хейс на обложке журнала «Time», 1926
2. Фотография из журнала «Лайф» 30-х годов
Кодекс Хейса: как цензура влияла на кино
Кадры из фильма «Поймай меня, если сможешь», реж. Стивен Спилберг, 2002
Что нуар получил от европейского кино 👇
🌗 Немецкий экспрессионизм. Эффекты света и тени — это контрастное кьяроскуро. Оно позаимствовано из эстетики немецких фильмов конца 1910-х и начала 1920-х. Например, «Кабинет доктора Калигари».
🔎 Нуар часто снимали режиссеры, бежавшие в Америку из нацистской Германии. Они либо были евреями, либо проявляли левые идеи, либо имели родственников-евреев. Среди них — легендарный Фриц Ланг, Роберт Сиодмак, Майкл Кертиц, Жак Турнер.
🎬 Также в нуар из экспрессионизма пришли контрасты света и тени, интерес к извращениям и искаженной человеческой природе, общая мрачность тона и настроения.
💭 Повлиял и французский кинематограф — поэтический реализм. Жан Ренуар, великий французский режиссер и один из его представителей, тоже снимал в Америке 40-х. Как раз ему приписывают несколько классических голливудских нуаров.
🎭 Какие фильмы поэтического реализма подействовали на нуар. Это «Пепе ле Моко» — он даже обзавелся голливудским ремейком. Еще «День начинается» и «Набережная туманов» — режиссера часто считают мастером даже не поэтического реализма, а романтического фатализма. Тема судьбы, к слову, тоже играет большую роль в нуаре.
📖 Литературный источник нуара — это произведения американских писателей 20–40-х, которые потом начнут писать сценарии в Голливуде. Произведения «Кровавая жатва» Дэшила Хэммета, «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса Кейна многократно экранизировали культовые режиссеры. Романы выходили либо отдельными книгами, либо в виде журнальных глав наподобие «Черной маски», которая вдохновляла Тарантино. Даже «Криминальное чтиво» должно было называться «Черная маска».
🔜 Нуар превратился в неонуар, который берет истоки в 70-х, а самый известный пример — «Китайский квартал» Романа Полански. Стиль возвращается к принципам нуара, но в эпоху нового Голливуда. Единственное отличие — это цвет: фильмы уже цветные. Нуар по природе был черно-белым, хотя есть и примеры цветных нуаров.
🕶 Приметы нуара встречаются и сейчас: в «Поймай меня, если сможешь» Спилберга, у Олтмана, Скорсезе, у Кассаветиса в «Убийстве китайского букмекера».
Как устроен поэтический реализм
👀 Смотрели нуар до этого урока? Вспомните, какие фильмы уже видели и каких режиссеров знаете.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день