Нуар
«Целуй меня насмерть»
«Целуй меня насмерть» — фильм, который завершил эпоху нуара. Познакомимся с ним и посмотрим, почему именно он стал финальным.
Кадры из фильма «Целуй меня насмерть»
📝 Аннотация. Однажды ночью Майк Хаммер подсадил в свою машину полуобнаженную блондинку, пребывавшую в нервном возбуждении. Ничего толком девушка рассказать детективу не успела, а их уже нагнали подозрительные люди. Сознание Хаммера включилось только через несколько дней в больнице, где он, едва живой, узнал, что девушка убита.
🚀 Поздний нуар — это 50-е. Но «Целуй меня насмерть» — это уже переосмысление нуара. Фильм можно воспринимать как пародию на жанр, но он сделан в серьезном ключе: все признаки нуара доводятся до предела.
👏 Его включили в Национальный реестр фильмов в 1999. Это экранизация романа Микки Спиллейна. Малобюджетная картина без звезд первой величины, а некоторые роли играют актрисы-дебютантки.
👥 Современные исследователи тоже высоко оценивают фильм. Он появляется в списках величайших фильмов всех времен и народов. Критики говорят, что нуаровская эстетика в нем достигает апогея, а действие бурлит: едва сдерживаемая истерия в мире без нравственных ориентиров.
💣 В фильме чуть ли не впервые отображается параноидальный страх перед Холодной войной. Тема ядерной угрозы становится одной из ведущих.
🔜 Фильм предвещает неонуары. Такие, как «Бегущий по лезвию» и «Темный город». Он сильно отличается от классических нуаров научно-фантастическим и апокалиптическим элементом.
🔨 Роман написан в 1952. Его главным героем был детектив Майк Хаммер по прозвищу «молоток». Но там речь шла о наркотиках — той теме, которую вообще нельзя было затрагивать в кино.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Почему «Целуй меня насмерть» переворачивает нуар
Как съемочная группа обошла кодекс Хейса 👇
🖋 Сценаристом стал кинодраматург Альберт Безеридис. Он специально наполнил фильм штампами нуара и страхами атомной эры, потому что посредственный роман ему жутко не нравился. Он писал методом автоматического письма — это прием сюрреалистов.
🧳 В чем заключалось изменение сюжета? В том, что наркотики убрали и заменили их черным чемоданчиком. За ним все охотятся, а внутри него заметен свет. И это пример чистого макгаффина, как в «Мальтийском соколе», «Криминальном чтиве», «Конфискаторе».
🏙 Съемки шли в Лос-Анджелесе. Многие экстерьеры в кадре были предназначены к сносу. Это способствовало нужной обшарпанности атмосферы и ощущения, что мы находимся в гнилом городишке.
🗞 Перед выходом фильма режиссер написал статью в New York Herald Tribune. Он успокоил будущих зрителей, которые были встревожены небрежным отношением к литературному первоисточнику.
Афиши к фильму «Целуй меня насмерть»
Поговорим о сюжете и прокате 👇
🎥 Черты нуара стилизуются или утрируются. Контрасты света и тени, образ главного героя — циничного частного детектива — все доводится до крайности и почти истерики. Например, в начале мы видим ноги бегущей женщины, вместо музыки слышим ее напряженное сопение, а финал — взрыв. Это один из самых мрачных фильмов-нуаров в истории. Зритель даже не понимает, выжили ли главные герои.
🆘 Оригинальный финал изменили после выхода на экраны. Сегодня мы смотрим его с оригинальным кинотеатральным финалом. Дом главных героев взрывается, будто наступает конец света, но они словно успели выбежать и направились в сторону моря. Может, они спасутся, если взорвался только дом. А может, и нет, если это действительно ядерный взрыв.
✂️ После первых показов режиссер вырезал из фильма 82 секунды. Так мало, но благодаря ним видно, что люди из взорвавшегося дома все-таки спаслись. На деле конец стал более трагичным: герои погибли.
👏 Оригинальная концовка долго считалась утерянной. Но ее нашли и восстановили, когда в 1997-м достали на складах Гильдии режиссеров.
📰 Прокату мешали из-за кодекса Хейса. Протестующие даже оформили петицию с требованием внести в фильм более 30 изменений. Во многом это связано с трактовкой образа главного героя в исполнении Ральф Микер.
🔎 Он отличается от протагонистов классического нуара. Герой Микера еще более циничный. В классических циниках проявляется хоть какое-то благородство, а здесь герой почти ни о чем не думает, кроме личной выгоды. Но он все равно вызывает положительные отклики от аудитории: красота и магнетизм сочетаются с агрессией. Похожая история была и с главным героем «Трамвая „Желание”» — Стэнлли Ковальски, которого играл Марлон Брандо. Герой вызывает и отвращение, и желание.
⚡️ Кинообозреватели тех лет посчитали ленту низкопробной. В Великобритании фильм даже не вышел на экраны. Создателей обвиняли в плохом влиянии сюжета.
💌 Но фильм вдохновил участников «Кайе дю Синема». Поэтому Шаброль и Трюфо восхищались фильмом и убеждали всех: оригинальное художественное высказывание есть даже в коммерческом кинематографе.
Клод Шаброль писал:
🗣 «Фильм родился из худшего материала, который только можно вообразить, самого гнилого, самого тошнотворного плода разложения жанра — истории Микки Спиллейна. Это вымышленная замусоленная ткань, чудно перешитая в богатую парчу с загадочными арабесками».
Особенности начала фильма
🔁 «Целуй меня насмерть» одновременно считают и концом эпохи нуара, и началом нового этапа. Как думаете, что отражает конец эпохи, а что — возможное начало другой?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день