angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Нуар

«Целуй меня насмерть»

«Целуй меня насмерть» — фильм, который завершил эпоху нуара. Познакомимся с ним и посмотрим, почему именно он стал финальным.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильма «Целуй меня насмерть»

📝 Аннотация. Однажды ночью Майк Хаммер подсадил в свою машину полуобнаженную блондинку, пребывавшую в нервном возбуждении. Ничего толком девушка рассказать детективу не успела, а их уже нагнали подозрительные люди. Сознание Хаммера включилось только через несколько дней в больнице, где он, едва живой, узнал, что девушка убита.

🚀 Поздний нуар — это 50-е. Но «Целуй меня насмерть» — это уже переосмысление нуара. Фильм можно воспринимать как пародию на жанр, но он сделан в серьезном ключе: все признаки нуара доводятся до предела.

👏 Его включили в Национальный реестр фильмов в 1999. Это экранизация романа Микки Спиллейна. Малобюджетная картина без звезд первой величины, а некоторые роли играют актрисы-дебютантки.

👥 Современные исследователи тоже высоко оценивают фильм. Он появляется в списках величайших фильмов всех времен и народов. Критики говорят, что нуаровская эстетика в нем достигает апогея, а действие бурлит: едва сдерживаемая истерия в мире без нравственных ориентиров.

💣 В фильме чуть ли не впервые отображается параноидальный страх перед Холодной войной. Тема ядерной угрозы становится одной из ведущих.

🔜 Фильм предвещает неонуары. Такие, как «Бегущий по лезвию» и «Темный город». Он сильно отличается от классических нуаров научно-фантастическим и апокалиптическим элементом.

🔨 Роман написан в 1952. Его главным героем был детектив Майк Хаммер по прозвищу «молоток». Но там речь шла о наркотиках — той теме, которую вообще нельзя было затрагивать в кино.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Почему «Целуй меня насмерть» переворачивает нуар

Как съемочная группа обошла кодекс Хейса 👇

🖋 Сценаристом стал кинодраматург Альберт Безеридис. Он специально наполнил фильм штампами нуара и страхами атомной эры, потому что посредственный роман ему жутко не нравился. Он писал методом автоматического письма — это прием сюрреалистов.

🧳 В чем заключалось изменение сюжета? В том, что наркотики убрали и заменили их черным чемоданчиком. За ним все охотятся, а внутри него заметен свет. И это пример чистого макгаффина, как в «Мальтийском соколе», «Криминальном чтиве», «Конфискаторе».

🏙 Съемки шли в Лос-Анджелесе. Многие экстерьеры в кадре были предназначены к сносу. Это способствовало нужной обшарпанности атмосферы и ощущения, что мы находимся в гнилом городишке.

🗞 Перед выходом фильма режиссер написал статью в New York Herald Tribune. Он успокоил будущих зрителей, которые были встревожены небрежным отношением к литературному первоисточнику.

Что такое макгаффин

Афиши к фильму «Целуй меня насмерть»

Поговорим о сюжете и прокате 👇

🎥 Черты нуара стилизуются или утрируются. Контрасты света и тени, образ главного героя — циничного частного детектива — все доводится до крайности и почти истерики. Например, в начале мы видим ноги бегущей женщины, вместо музыки слышим ее напряженное сопение, а финал — взрыв. Это один из самых мрачных фильмов-нуаров в истории. Зритель даже не понимает, выжили ли главные герои.

🆘 Оригинальный финал изменили после выхода на экраны. Сегодня мы смотрим его с оригинальным кинотеатральным финалом. Дом главных героев взрывается, будто наступает конец света, но они словно успели выбежать и направились в сторону моря. Может, они спасутся, если взорвался только дом. А может, и нет, если это действительно ядерный взрыв.

✂️ После первых показов режиссер вырезал из фильма 82 секунды. Так мало, но благодаря ним видно, что люди из взорвавшегося дома все-таки спаслись. На деле конец стал более трагичным: герои погибли.

👏 Оригинальная концовка долго считалась утерянной. Но ее нашли и восстановили, когда в 1997-м достали на складах Гильдии режиссеров.

📰 Прокату мешали из-за кодекса Хейса. Протестующие даже оформили петицию с требованием внести в фильм более 30 изменений. Во многом это связано с трактовкой образа главного героя в исполнении Ральф Микер.

🔎 Он отличается от протагонистов классического нуара. Герой Микера еще более циничный. В классических циниках проявляется хоть какое-то благородство, а здесь герой почти ни о чем не думает, кроме личной выгоды. Но он все равно вызывает положительные отклики от аудитории: красота и магнетизм сочетаются с агрессией. Похожая история была и с главным героем «Трамвая „Желание”» — Стэнлли Ковальски, которого играл Марлон Брандо. Герой вызывает и отвращение, и желание.

⚡️ Кинообозреватели тех лет посчитали ленту низкопробной. В Великобритании фильм даже не вышел на экраны. Создателей обвиняли в плохом влиянии сюжета.

💌 Но фильм вдохновил участников «Кайе дю Синема». Поэтому Шаброль и Трюфо восхищались фильмом и убеждали всех: оригинальное художественное высказывание есть даже в коммерческом кинематографе.

Клод Шаброль писал:

🗣 «Фильм родился из худшего материала, который только можно вообразить, самого гнилого, самого тошнотворного плода разложения жанра — истории Микки Спиллейна. Это вымышленная замусоленная ткань, чудно перешитая в богатую парчу с загадочными арабесками».

Особенности начала фильма

🔁 «Целуй меня насмерть» одновременно считают и концом эпохи нуара, и началом нового этапа. Как думаете, что отражает конец эпохи, а что — возможное начало другой?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;