Кристофер Нолан
«Начало»: наука, фантастика и сны
Нолан был восхищен, что во время сна наш мозг создает целый мир из сюжетов и убеждает нас в том, что это реально. Увидим, как он воплотил интерес ко снам в фильме.
«Начало» 2010 года — научно-фантастический триллер, основанный на идее осознанных сновидений.
🎥 Аннотация. Кобб — талантливый вор: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил.И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки.
⭐️ У блокбастера звездный состав: Леонардо Ди Каприо, Кэн Ватанабэ, Майкл Кейн, Марион Котийяр.
💪🏼 Фильм получил положительные отзывы кинокритиков, собрав в первый день североамериканского проката 21 млн долларов, а за выходные — 62,7 млн, что стало лучшим результатом того времени для оригинальной кинофантастики.
🏆 Фильм занимает 13-ю строчку списка 250 лучших фильмов по версии IMDb и 6-ю строчку списка 250 лучших фильмов по версии пользователей «КиноПоиска». Журнал «Мир фантастики» назвал «Начало» главным фильмом десятилетия 2010-х.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяНолан пишет👇
🗣 «Еще с тех пор, как я был ребенком, я интересовался сущностью снов, я всегда был восхищен мыслью, что пока вы спите, ваш мозг способен создать целый мир из сновидений и убедить вас в том, что это реально».
🧠 Так же как в Memento, в «Начале» стирается граница между реальностью и вымыслом: в первом случае мы имеем дело со свойствами памяти, во втором — с особенностями снов. В финале мы не понимаем, где сон, а где бодрствование — это позволяет задаться глобальными вопросами: что есть сознание человека.
Оригинальное название фильма — Inception — «зарождение, исток», не совсем начало. Название связано с сюжетом: герои внедряют в человека мысль, и она начинает развиваться.
По жанру «Начало» — это научно-фантастический триллер. Но также картина напоминает традиционный фильм-ограбление, только очень интересно устроенный. Вот как Нолан переосмысливает жанр.
🏵 Традиционный фильм-ограбление имеет четкую структуру: есть вещь, которую нужно похитить. Чтобы это сделать, собирается группа людей, каждый профессионал в своем деле. Эта команда готовится к броску большую часть фильма, а потом мы видим ограбление в деталях.
📚 Жанр рождается в 50-е годы, первый образец — французская картина Жюля Дассена «Мужские разборки». В 60-е снимаются разные фильмы-ограбления, включая фильм «Ограбление по-итальянски», потом выходит великолепная картина «Мильвиль».
🤯 Структурно «Начало» — это фильм-ограбление, но Нолан расширяет границы жанра: во-первых, он показывает нам не ограбление, а, напротив, внедрение. Во-вторых, он переносит действие из банка или музея внутрь человеческого сознания.
Что повлияло на фильм 🔻
💪🏼 «Начало» — это оригинальная фантастика, не франшиза. Мир фильма был полностью разработан Ноланом, а над сценарием фильма Нолан работал около 10 лет.
😎 Когда у него зародилась идея фильма, в Голливуде выходили блокбастеры, ставившие под сомнение «реальность реальности» : «Матрица», «Темный город», «Тринадцатый этаж» и его собственный фильм «Помни».
📖 Но ниточка влияний на «Начало» протягивается еще дальше — к произведениям Борхеса о стыкующихся снах и о минутных снах, которые переживаются как годы. Такие идеи можно найти в рассказе «В кругу развалин» и «Тайное чудо». Борхес тоже любит ребусы и загадки, строит бесконечные миры и описывает аномалии. Только Нолан — рационалист, а Борхес — поэт, для которого ребусы и странности — это всего лишь часть магии: не случайно его относят к магическому реализму. Нолана же никак нельзя отнести к этому течению, потому что он все объясняет или старается объяснить с точки зрения современной физики, квантовой механики и т.д.
✍️ Одного из героев фильма, умирающего отца героя Киллиана Мерфи, зовут Морис Фишер — это отсылка к Морису Эшеру — выдающемуся нидерландскому графику, который создавал на бумаге причудливые изображения пространств, деконструировал их. Эти изображения они очень соотносятся с тем, что в своих фильмах делает Кристофер Нолан.
Морис Эшер
1 — «Относительность», 1953
2 — «День и ночь», 1938
3 — «Картинная галерея», 1956
4 — «Вавилонская башня», 1958
Вот что говорит сам режиссер о финальной сцене фильма🔻
🗣 «Неопределенность вплетена в самую ткань фильма. Фильм не дает однозначных ответов».
👀 Нолан хочет, чтобы зритель смотрел на эту сцену глазами главного героя, у которого недостаточно данных, чтобы сделать однозначный вывод. По его словам, самое важное в финале то, что Кобб не следит за движением волчка, так как его уже не волнует, реально происходящее или нет. Для него было важно, чтобы семья восстановилась и нет разницы, счастлив ты во сне или в реальной жизни.
Майкл Кейн, сыгравший в «Начале» Майлса, объяснил смысл финальной сцены так 👇
🗣 «Постарайтесь понять: те моменты, где есть мой герой, — реальность, а те моменты, где его нет, — сон».
Майлс появляется в финальной сцене — он подзывает детей Кобба. Так что, вероятно, герой Ди Каприо в реальности вернулся к своей семье, хоть зрители и не увидели падающий волчок.
«Начало» и Гоголь: в чем связь?
🕋 В «Начале» мы все время попадаем внутрь чего-то, как будто ходим по лабиринту. Подобный прием использовал Феллини в фильме «Восемь с половиной». Также вспоминается картина Веласкеса «Менины», на которой холст, зеркала, картины, дверной проем создают эффект матрешки — мы как будто блуждаем в разных плоскостях, теряемся в них и снова находимся.
Подумайте, есть ли похожие лабиринты в других произведениях искусства — на картинах или в фильмах.
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день