Кристофер Нолан
«Помни»: новаторство структуры
В «Помни» Нолану удалось поставить зрителя на место героя, который страдает амнезией. Узнаем, как он это сделал.
🧠 «Помни» — американский психологический детектив, поставленный Кристофером Ноланом по собственному сценарию. Он написал его на основе рассказа его брата Джонатана Memento Mori.
📚 Фильм называется Memento, но для российского проката название перевели как «Помни», что не точно. Memento — это латинское слово, аллюзия на крылатый латинизм Memento mori — «Помни о смерти».
⭐️ Лента впервые была показана на Венецианском кинофестивале в 2000 году. Критики приняли ее восторженно: «Помни» приобретает культовый статус, привлекает к себе внимание общественности, кинокритиков, любителей и с тех пор стабильно входит в число двухсот пятидесяти лучших фильмов в истории по версии Internet Movie Database.
В 2017 году фильм был внесен в Национальный реестр фильмов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В режиссерских комментариях Нолан описывает фильм так 👇
🗣 «Весь фильм — это взгляд внутрь: в личную реальность человека, в его жизнь; взгляд в то, с чем вынужден постоянно бороться человек: сам с собой и, конечно, с окружающей реальностью тоже.
Кроме того, это взгляд на жизнь и мысли человека, чье восприятие реальности и чей способ жизни полностью отличается от общепринятого. И я очень надеюсь, что мы поможем задуматься над собственным подходом к жизни. "Помни" — это взгляд внутрь, но это также и возможность взглянуть на мир глазами другого человека».
Влияние Хорхе Луиса Борхеса
Фильм камерный: он снимался 25 дней в маленьком городке, а работали всего несколько актеров.
🎭 На главную роль режиссер планировал пригласить Алека Болдуина , но тот был нарасхват, поэтому роль досталась Гаю Пирсу — менее известному в то время актеру. Кстати, в сцене драки героя Пирса Леонарда с наркоторговцем Джимми исполнитель роли Джимми — Ларри Холден — попросил Гая Пирса драться по-настоящему. Пирс, бывший бодибилдер, согласился и основательно помял партнера.
🎭 Главную женскую роль исполнила Кэри-Энн Мосс. Она попала в этот фильм благодаря роли в картине «Матрица» — Кристофера Нолана впечатлила ее работа в образе Тринити и он сразу утвердил ее на роль Натали.
🎭 На роль полицейского Тедди хотели пригласить комика Тенниса Лири , но он был недоступен. Кэри-Энн Мосс посоветовала пригласить своего партнера из «Матрицы» Джо Пантолиано. У Нолана было опасение, что Пантолиано создаст образ абсолютного негодяя, но он рискнул и потом признал, что «актер очень тонко подошел к созданию образа».
Фильм стал культовым благодаря сюжету и новаторской повествовательной структуре.
📃 Сюжет — это сильная сторона Нолана и его брата Джонатана. Они ставят себя в жесткие рамки: детектив, главный герой которого имеет проблемы с кратковременной памятью. Казалось бы, с таким сюжетом невозможно работать: как человек может расследовать преступление, если он постоянно теряет память? Но сценаристы делают героя изобретателем целой системы, он умудряется напоминать себе, на какой стадии расследования находится. На тело персонажа Гая Пирса нанесено двадцать семь различных по размеру и шрифту текстов. На то, чтобы их нанести каждый съемочный день уходило по 2,5 часа. Благодаря татуировкам герой вспоминает свою историю, а зрители получают представление о персонаже. Так проявляется профессионализм сценаристов с точки зрения построения сюжета.
🔄 Реверсивная хронология — довольно редкий прием: фильм начинается с конца и заканчивается началом. Так как герой все время теряет память, то он все равно не помнит последовательности событий — конец и начало для него едины. Так авторы хотели передать мироощущение персонажа, поставить зрителя на место героя, лишить его важной информации. Отчасти сюжет развивает идеи «Фотоувеличения» Антониони, где герой имеет дело не с реальностью, а с артефактами реальности. Медицинские эксперты называют фильм точным экранным воссозданием амнезии.
➿ История раскрывается двумя основными линиями, содержащими по двадцать два эпизода. Одна линия — цветная и реверсивная. Другая — черно-белая, хронологически последовательная. Обе линии прерываются флешбэками. Линии постепенно сближаются, в конце сливаясь в самом длинном эпизоде. Визуально слияние линий показывается плавным переходом черно-белого изображения в цветное.
👀 Чтобы зрители смотрели на реальность с точки зрения героя, авторы используют субъективную камеру: показывают действие от первого лица.
Также во время диалогов камера располагается на уровне глаз — это позволяет видеть происходящее как бы со стороны человека, находящегося рядом с ними.
Попробуйте замечать такие кадры, это интересно.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день